Исполнение трудового законодательства

Вопрос 82. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Основными задачами инспекции являются:
— обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
— в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
— осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
— получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
— давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
— расследовать несчастные случаи;
— запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
— выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.
Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.
В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопас­ные условия труда.

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативно-правовых актов, со­держащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция тру­да. Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы испол­нительной власти. осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках). Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации (ст. 353 ТК РФ ).

Согласно ст. 354 ТК РФфедеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти — главный государственный инспектор труда РФ. назначаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством России.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Исполнение трудового законодательства

Красногорской городской прокуратурой проводятся проверки исполнения трудового законодательства, в том числе, в связи с обращениями граждан по данному вопросу.
Анализ результатов проверок свидетельствует о фактах использования на территории Красногорского муниципального района наемного труда без оформления трудовых отношений.
Трудовой договор является одним из главных оснований возникновения трудовых отношений между работодателем и работником.
В силу положений ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Оформление трудовых правоотношений путем заключение трудового договора возлагает как на работодателя, так и на работника определенные права и обязанности.
Так, согласно трудовому договору, работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (например, приходить на работу вовремя, и т. п.), а за нарушение этих правил работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и т.п.
Работодатель же обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать работнику зарплату, размер которой не может быть ниже МРОТ; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; обеспечить надлежащие условия труда (соблюдать требования охраны труда, санитарные нормы и т. п.) и исполнять и иные обязанности.
Надлежащее оформление трудовых отношений требует составления соответствующей кадровой документации (приказы, личные карточки работников, трудовые книжки и т. п.). Отсутствие таких документов является грубым нарушением действующего трудового законодательства.
Вместе с тем, анализ складывающихся взаимоотношений между работодателем и работником показывает, что имеют место такие факты, как согласие работника на осуществление трудовой деятельности в отсутствие надлежаще оформленных трудовых договоров, иных локальных актов, а также путем заключения гражданско-правовых договоров.
Как сказано в ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера (работникам не выплачиваются никакие льготы и компенсации). С вознаграждения по такому договору не платят страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (если только обязанность начислять их прямо не оговорена условиями договора). На эти вознаграждения не начисляется единый социальный налог в части, которая уплачивается в ФСС РФ.
Именно в связи с изложенным, проявилась тенденция заключать с работниками вместо трудовых договоров — гражданско-правовые. Причина очевидна — набор обязательств работодателя перед лицом, которое трудится у него по гражданско-правовому договору, значительно меньше, чем перед теми, с кем заключен трудовой договор. На гражданина, работающего по гражданско- правовому договору, вообще не распространяются «льготы и компенсации» по ТК РФ, поскольку гражданско-правовой договор основан совершенно на иных, нежели трудовой договор, принципах.
При этом, работодателю, пытающемуся заключить такой договор, необходимо помнить, что критерии определения вида договора четко указаны законодательством, и отнесение договора к определенному виду осуществляется отнюдь не по его названию, а на основании содержащихся в нем условий. Поэтому, поступая так, организации рискуют. Ведь в любой момент работник или другое заинтересованное лицо, например Фонд социального страхования РФ, прокурор могут доказать, что, несмотря на заключенный гражданско-правовой договор, фактически между работником и организацией были установлены трудовые отношения. Если такой факт будет установлен, то работодателю придется оформить запись в трудовой книжке, доначислить налоги, выплатить работнику все недоплаченные суммы (отпускные, больничные листы, командировочные и прочее) и т.п. Помимо этого законодателем предусмотрено и административное наказание в виде штрафа.
Согласно ТК РФ, доказать, что гражданско-правовой договор на самом деле является трудовым, можно только через суд.
Работодатель «рискует» и тем, что гражданско-правовой договор с работником будет признан недействительным в случае, если деятельность, которая поручается исполнителю, требует обязательного лицензирования или сертификации.
Ответственность возможна и для работника. Например, работник заключил гражданский договор и из месяца в месяц, то есть систематически, получал в кассе предприятия доход от оказания определенных услуг или выполнения работ. Такие действия имеют признаки незаконной (без государственной регистрации) предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями. В этом случае работнику грозит административная и даже уголовная ответственность. Кроме того, свои претензии ему может предъявить налоговая инспекция. Статьей 11 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, тем: не менее, несут все их обязанности — они должны сдавать налоговые декларации, платить все взимаемые с предпринимателей налоги и т. д.
Правоотношения, вытекающие из договора гражданско-правового характера, регулируются нормами гражданского права. Все разногласия сторон по выполнению пунктов гражданско-правового договора разрешаются в судебном порядке.
Необходимо также отметить, что прокуратурой выявляются факты получения неофициальной заработной платы.
Так, работники соглашаются на получение заработной платы двумя способами — «официальным» и «неофициальным». Например, «официальная» часть зарплаты фиксируется в трудовом договоре, а остальная получается в «конверте» (так называемая «черная» или «серая» заработная плата).
Сразу оговорюсь, что по закону не существует ни белой, ни черной или серой, зарплаты. Есть только официальная оплата труда, установленная работодателем, согласованная, например, с профсоюзным органом предприятия и прописанная во внутренних документах организации.
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что порядок выплаты заработной платы, сроки выплаты и форму оплаты труда на собственном предприятии работодатель устанавливает самостоятельно. При этом есть два обязательных требования, которые работодатель должен соблюдать:

  • нельзя платить работнику меньше установленного минимального уровня оплаты труда;
  • выплаты заработной платы должны осуществляться раз в полмесяца.
Читать также:  Можно ли вернуть лекарство в аптеку без чека по закону

Налоговый кодекс РФ гласит, что заработная плата подпадает под определение дохода физических лиц, поэтому при выплате зарплаты из нее вычитается подоходный налог.
Официальная зарплата вся до последней копейки официально проходит по всем документам:

  • указана в Положении об оплате;
  • указана в трудовом договоре;
  • упомянута в приказе о приеме на работу и так далее.

При выплате официальной заработной платы всегда можно проследить путь ее начисления, надбавок и удержаний.
Сроки выплаты заработной платы устанавливаются руководителем предприятия (но они не должны быть реже, чем раз в полмесяца), форма выплаты — наличными на руки работнику или банковским переводом на счет работника — тоже устанавливается работодателем.
В случае получения «черной» или «серой» зарплаты доказать имевшие место нарушения ТК РФ в части сроков, полноты производимых выплат и т.п., а также потребовать от работодателя выплатить всю причитающую заработную плату, например, в случае незаконного увольнения, работнику будет затруднительно.
Необходимо также отметить, что ненадлежащее оформление трудовых отношений является основанием для недополучения налогов в местные бюджеты, поскольку полнота поступления в бюджет налога на доходы физических лиц является значительным источником для его пополнения. Не пополнение же бюджета влечет отсутствие возможности решения вопросов местного значения.
В заключении хотелось бы порекомендовать всем руководителям предприятий и организаций района незамедлительно пересмотреть подход к оформлению трудовых отношений. В случае не принятия достаточных и законных мер, ответственность за нарушения закона будет неотвратима.

Разъяснения подготовлены
заместителем Красногорского городского прокурора
Хорошиловой Н.Ю.

Исполнение трудового законодательства

Проведение прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 04.10.2013) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»// Законность», N 3, 2008, а также указанием Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности». Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.2000 N 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»// «Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ», том 1, М., 2004 Осуществление надзора за исполнением законов о труде в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками («предметный» принцип осуществления надзора).

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре вправе: по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории в помещения поднадзорных органов. Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных им или подведомственных им организаций. Должностные лица поднадзорных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно; вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

Согласно ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт (в т.ч. локальный нормативный акт) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, с требованием о признании такого акта недействительным. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», N 39, 18.02.1992

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором или его заместителем вносится представление в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (например, отказ работодателя от исполнения решения юрисдикционного органа по рассмотрению трудовых споров о восстановлении работника на прежней работе) прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства должное внимание уделяется правильному выбору в соответствии с имеющейся информацией объекта надзора в тот или иной период, составлению программы (плана, вопросов) проверки, решению вопроса о целесообразности приглашения специалистов в той или иной области знаний и использованию в этом отношении полномочий, предоставленных прокурору законом. Как правило, прокурор района (города) сам на основании имеющихся данных определяет, где (на каком поднадзорном объекте) и по каким вопросам целесообразно (необходимо) провести прокурорскую проверку. Вместе с тем нередко такие проверки проводятся и в соответствии с указаниями вышестоящей прокуратуры (в т. ч. и Генеральной прокуратуры РФ), когда возникает необходимость проверить и получить сведения о соблюдении трудового законодательства на конкретных предприятиях отрасли, министерства, при выполнении определенной деятельности в целом по России или в конкретном регионе.

Важнейшей составляющей работы по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства является сбор информации о его нарушениях, что позволяет систематически анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений и разноплановые обстоятельства, способствовавшие нарушениям трудового законодательства. Источниками информации о нарушении трудового законодательства могут быть: письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления, сообщения), поступающие в прокуратуру, соответствующий выборный профсоюзный орган и комиссию по трудовым спорам (КТС) организации; сообщения средств массовой информации; обращение в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других лиц, законные интересы которых были нарушены; обобщение судебной практики по гражданским трудовым делам; материалы расследований некоторых уголовных дел, прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам; документы контролирующих органов о проведенных проверках; данные региональных органов статистики (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.).

Итак, современный механизм правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений базируется, если можно так выразиться, на трех китах:

1) частноправовом и, соответственно, индивидуально-договорном регулировании трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем как первичными субъектами рынка труда;

2) социально-партнерском и, соответственно, коллективно-договорном регулировании тесно связанных с трудовыми коллективных отношений, возникающих между представителями работников и работодателями или их объединениями как вторичными субъектами рынка труда;

3) публичном государственно-правовом регулировании отношений, связанных с установлением обязательных для повсеместного применения национальных стандартов труда, разрешением трудовых споров, государственным контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, установлением процедуры и пределов юридической ответственности.

Этот механизм, который должен воплотиться в позитивном и субъективном трудовом праве России, может быть охарактеризован с позиции включаемых в него правовых средств следующим образом:

а) как механизм преимущественно децентрализованного регулирования труда, использующий договорные средства реализации права, но имеющий пределы договорной свободы в виде закрепленных в законе основных прав работников и мер их ответственности;

б) как механизм, опирающийся на индивидуальные и коллективные регуляторы труда материального и нематериального характера;

в) как механизм, комбинирующий стимуляционные и директивные средства, но отдающий предпочтение использованию стимуляционных средств;

г) как механизм, сочетающий в себе договорный принцип в возникновении (а частично и в прекращении) трудовых правоотношений и директивно распорядительный в управлении коллективным трудом;

д) как механизм, характеризующийся разнообразием правовых средств, позволяющих достигать посредством их применения самых различных целей, например, обеспечения договорной свободы вступления в трудовые отношения и искоренения всех форм дискриминации в труде, стимулирования конкретных результатов труда и охраны имущества работодателя, поддержания дисциплины труда и обеспечения охраны труда и др.;

е) как механизм, распадающийся на правовые средства, обеспечивающие, так сказать, «саморегулирование» индивидуальных и коллективных трудовых отношений самими их участниками, и правовые средства, обеспечивающие реализацию работодателем своей нормативной, директивной или дисциплинарной (правоприменительной) власти, составляющей содержание внешнего правового регулирования.

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 10

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

Известно, что самые конфликтные трудовые проверки связаны с нарушениями по оплате труда. Они занимают лидирующую позицию в перечне проступков работодателей. И поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, двери любой компании открыты для инспекторов по труду. Кстати, не только они могут прийти к вам с проверкой. Кто еще может контролировать соблюдение трудового законодательства в организации? Каковы типичные нарушения в сфере оплаты труда? Какие виды ответственности предусмотрены для нарушителей? Об этом рассказала на семинаре Валентина Митрофанова, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства.

Кто нас проверит

Итак, какие государственные проверяющие органы интересуются соблюдением трудового законодательства по оплате труда в вашей организации:

1. Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Практически у каждого кадрового работника со словом «проверка» в первую очередь ассоциируется трудовая инспекция. И все мы знаем, какими полномочиями она обладает.

Фрагмент документа. Статья 356 Трудового кодекса РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (. );

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (. ).

По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание. О том, какие типичные ошибки трудового законодательства по оплате труда выявляет ФИТ и какие виды ответственности за них предусмотрены, вы узнаете далее.

2. Федеральная налоговая инспекция.

Присутствие налоговиков в данном перечне не случайно. Дело в том, что трудовые инспекторы взаимодействуют с налоговыми инспекторами. И если при проведении проверки инспектором труда будут найдены нарушения по оплате труда, тогда вашу организацию может ждать налоговая проверка. Проверки по оплате труда налоговики проводят в основном «по наводке» трудовиков. Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня, ведь налоговики вплотную занялись теневыми зарплатами.

Так, ФНС России выпустила Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас.

Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая. Так, еще Министерство РФ по налогам и сборам в своем Письме от 20 февраля 2004 г. N 02-5-10/6 указало: «. если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы, осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства».

Читать также:  Законодательных и нормативно методических документов для ООО в 2019 году

3. Фонд социального страхования РФ.

Инспекторы Фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования, а также начисление, уплату и расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенно болезненной сейчас может оказаться проверка оформления больничных листов и правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности.

Дело в том, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, который поменял порядок назначения и выплаты «больничных». Естественно, чтобы грамотно проводить проверки, инспекторы Фонда должны были сначала пройти соответствующее обучение. Это отняло время от выполнения годового плана по проверкам. Период активных проверок начался фактически с марта. Значит, именно сейчас, к концу года, можно прогнозировать приход в гости инспектора из Фонда.

Оказывается, даже работники прокуратуры могут проверить вашу добросовестность по вопросам оплаты труда. Прокуратура, помимо прочего, должна следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Поводом для проведения трудовой проверки работниками прокуратуры может стать жалоба сотрудника вашей организации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее — Закон N 2202-1) в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Когда прокурорский работник придет вас проверять, то в соответствии со ст. 6 Закона N 2202-1 вы обязаны будете безвозмездно представить ему статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении проверки. Не нужно пугаться названия проверяющего органа — просто трудовую проверку проведут прокурорские работники.

Фрагмент документа. Статья 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1

Типичные ошибки работодателей при оплате труда

По статистике ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» ТК РФ самая нарушаемая работодателями. Рейтинг ошибок при оплате труда по указанной статье таков:

1. Невыплата отпускных за 3 дня до начала отпуска.

2. Невыдача расчетных листков работникам (а также отсутствие типовой формы расчетного листка, несоблюдение письменной формы этого документа, выдача расчетного листка только один раз в месяц).

3. При выплате заработной платы через банк в трудовом договоре не оговорено, кто несет расходы за снятие денег в банкомате, а также не прописаны в трудовом соглашении даты выплаты зарплаты через банк.

4. Выплата аванса вместо зарплаты.

Дело в том, что в ст. 136 Трудового кодекса РФ вообще отсутствует слово «аванс». Есть лишь две части зарплаты, которые надо платить два раза в месяц. Следовательно, размер зарплаты должен соответствовать отработанному времени за вычетом НДФЛ, а не, например, 10 или 20 процентам от оклада, как некий руководитель решил установить в своей организации. Конечно, никто не мешает заплатить половину зарплаты за первые 2 недели, но тогда в случае увольнения сотрудника вы не сможете удержать у него ранее выплаченные деньги.

Кстати, ежемесячные премии, стимулирующие и компенсационные выплаты нужно также платить два раза в месяц! Неправильная формулировка в Положении о премировании и об оплате труда обяжет вас даже годовую премию разделить на 24 части и выплачивать ее работнику в течение года. Или вам, например, придется раскошелиться на выплату части ежемесячной премии работнику, который увольняется в середине месяца.

Как этого избежать? Необходимо ввести правильные формулировки в текст Положения о премировании или об оплате труда, а также в трудовые договоры. Например, «. ежемесячная премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного месяца», «. годовая премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного года», «. ежемесячная премия выплачивается, если работник проработал целый месяц». К тому же из числа премируемых можно исключить работников, увольняющихся до конца года, если такое условие содержится в локальном нормативном акте. Возможная формулировка: «Годовая премия выплачивается работникам, полностью отработавшим в течение отчетного календарного года». С компенсационными выплатами можно поступить так: «Компенсационная выплата выплачивается, если работник представляет подтверждающие документы».

Кроме перечисленных ошибок, есть и другие:

1. Невыплата денежной компенсации за задержку заработной платы, отпускных (в размере 1/300 ставки рефинансирования для РФ и в размере 1/200 ставки рефинансирования для г. Москвы ).

Статья 236 Трудового кодекса РФ.

Пункт 2.21 Московского трехстороннего соглашения на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей).

Вы знаете, что зарплата раз в месяц или опоздание с отпускными — это повод для выплаты работнику денежной компенсации? А представьте себе, что крупная организация уже несколько лет не платит работникам зарплату два раза в месяц. Это значит, что трудовой инспектор заставит ее выплатить компенсацию за все годы каждому работнику. На одни только расчеты уйдут месяцы! Ведь нужно будет учесть повышение зарплаты и постоянные изменения размера ставки рефинансирования. Кстати, не забывайте и про пеню.

2. Невыплата работникам «ни копейки» за выполнение дополнительной работы.

В этом случае есть несколько вариантов сценария. Они зависят от того, в каком порядке прописано выполнение дополнительной работы:

— срочный трудовой договор;

— доплата (исполнение обязанностей, совмещение, расширение зоны обслуживания);

Исполнение обязанностей и совмещение предусматривают 100 процентов доплаты, поскольку на работника возлагается весь объем трудовых обязанностей. В то же время расширение зоны обслуживания позволяет платить только за избранную часть трудовых функций. Только этот вариант подходит не для всех должностей.

Кстати, не надейтесь, что трудовой инспектор поверит вам, если вы ему скажете, что никто не выполняет работу главного бухгалтера, табельщика или, например, уборщицы. В последнем случае вы вообще рискуете «нарваться» и на проверку Ростехнадзора, ведь вы же сами сказали, что в офисе никто не убирает.

ФИТ может приостановить деятельность организации за нарушения трудового законодательства сроком до 90 суток (см. п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Причем в ТК РФ не написано, за какие именно нарушения. На практике это делается за:

— нарушения по охране труда (здесь приостановление выступает как способ исправить нарушение. Например, работники трудятся за компьютерами, но персонал не проходил медосмотр);

— нарушения по оплате труда (приостановление здесь просто считается наиболее адекватным видом наказания).

Правда, есть деятельность, которую нельзя приостановить.

Фрагмент документа. Статья 142 Трудового кодекса РФ

. Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ.

Статья 157 Трудового кодекса РФ.

Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда. Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.

Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ. Дальше все просто: рассмотрение дела в суде занимает от силы полчаса. За это время инспектор разъяснит судье характер первого и второго нарушений, судья вынесет решение.

В судебном решении относительно генерального директора будет написано: «дисквалификация с позиции руководящего работника» (то есть нельзя занимать никаких руководящих позиций вообще), главного бухгалтера — «дисквалификация с позиции бухгалтерского работника» (значит, нельзя работать не только главным, но и простым бухгалтером), начальника отдела кадров — «дисквалифицирован с позиции кадрового работника».

Чем грозит для организации прием на работу дисквалифицированного специалиста на «запрещенную» должность? Все, что подписывал дисквалифицированный работник — главный бухгалтер, генеральный директор, начальник подразделения, — недействительно! Представляете, чего будут стоить все ваши документы? И если организация «поленится» проверить работника в Реестре дисквалифицированных лиц, который ведет МВД, то налоговая инспекция не сочтет за труд проверить ваших ответственных за подписание первичных документов работников.

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только генеральному директору. Он будет наказан штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю организации придется выплатить штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может не только повлечь ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, но и череду проверок со стороны различных контролирующих органов. А ведь все это иногда можно легко предотвратить, не полагаясь на авось.

Прокуратура проверяет исполнение трудового законодательства. Что делать предприятию?

Добрый день! Прокуратура якобы по чьей-то устной жалобе решила провести в нашей организации проверку исполнения трудового законодательства. Запросили следующие документы: список работников предприятия, копии всех трудовых договоров копию приказа о назначении на должность руководителя организации, лок. норматив. акты по зарплате ведомости о выплате з/п за март-июль 2012 г., расчетные листы, график отпусков на 2012 г., приказы о предост-и оплач. отпусков за 2011-2012 г., платеж. вед. о выплате отпускных приказы об увольнении за тот же период и ведомости о выплате расчетов, журнал вводного инструктажа по ТБ, одостоверение об обучении по охране труда рук-ля. Копии всех документов были предоставлены в срок. 2 октября прокуратура выдает постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, в котором указывает: 1) в трудовых договорах отсутствует указание на место заключения трудового договора (нарушение ст. 57 ТК РФ); 2) в некоторых трудовых договорах, хранящихся у работодателя, не имеется подписи работников, подтверждающих получение экземпляра трудового договора (нарушение ч. 1 ст. 67 ТК РФ); 3) указывают, что якобы мы не предупреждали работника о начале отпуска за 2 недели. Цитирую: . в нарушение п. 3 ст. 123 ТК РФ, согласно которому о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала, работники ООО . уведомлены о времени начала отпуска с нарушением вышеуказанного срока (ФИО работника: дата начала отпуска-20.02.2012 г., дата извещения — 20.02.2012 г.). НО, в дате извещения они указали дату приказа о предоставлении отпуска А насколько я понимаю, приказ по отпуску и уведомление о начале отпуска — это разные вещи. Уведомление составляется в произвольной форме. А в перечне документов, которые запрашивал прокурор эти уведомления не поименованы, поэтому копировать мы их не стали. Дата уведомлений конечно стоит раньше даты начала отпусков. Прокуратура направила это постановление для рассмотрения по существу Гос. инспекцию труда. Прошу разъяснить: 1) как грамотно ответить прокурору, что мы не представляли ему уведомления о начале отпуска, т. к. их не было в перечне? 2) что будет проверять трудовая инспекция? Только то, что в постановлении, или что-то еще могут проверить? 3) неужели за такие нарушения могут дать штраф 30-50 тыс. руб.? 4) являются ли данные нарушения малозначительными? ведь формально это нарушения, но никому никакого вреда это не принесло. Все это исправим. Как тут поступить? Спасибо.

Читать также:  Отключение электричества за неуплату закон

Ответы юристов (1)

Инспекция по труду будет проверять все вопросы, которые выявила прокуратура, кроме того

Инспекция может проверить все документы относительно техники безопасности т.е. обучение руководства и начальников подразделений, всевозможные виды инструктажа, книги регистраций, начисление по больничным листам, а также на предмет сокрытия несчастных случаев, акты расследования несчастных случаев на производстве и все материалы расследований.

Нарушение не является малозначительным.

Административная ответственность указанная Вами в статье КоАП РФ может быть возложена на руководителя организации в пределах санкции.

Однако при повторном нарушении руководитель может быть подвергнут дисквалификации.

До начала проведения проверки инспекция представит Вам документ о начале проведении проверки, вопросы проверки и какие документы необходимо представить и в каком виде.

Скорее всего к Вам прибудут «правовой» инспектор и «трудовой» инспектор.

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст. 353 ТК РФ

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарий к Статье 353 ТК РФ

В России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми без исключения работодателями возложены на федеральную инспекцию труда. Наряду с ней за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утверждено Положение о федеральной службе по труду и занятости. В соответствии с ним Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников, а также для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Задачами комитета являются:

— разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями комитета являются:

— рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

— оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

— участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

— информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

— информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

— содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

— содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

— участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

— подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

— рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Другой комментарий к Ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

2. Специализированным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми без исключения работодателями является федеральная инспекция труда. О деятельности федеральной инспекции труда см. ст. ст. 354 — 365 ТК РФ и комментарий к ним.

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК РФ и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона).

При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см. об этом ст. 216.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector