Кто ответственный по закону родители или педагоги

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Закон об образовании кто должен воспитывать детей родители или школа

Закон об образовании ответственность родителей за обучение детей в школе

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). ФЗ о страховых пенсиях ФЗ о пожарной безопасности ФЗ о государственной гражданской службе ФЗ о государственном оборонном заказе

Статья по теме: Новый закон об образовании: Статья 44

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45), который вступает в силу в основном 1 сентября 2013 г. Согласно закону

Статья 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Ответственность родителей за обучение и воспитание детей

  • Родители должны нести ответственность за поведение их отпрыска, ведь характер воспитания обязательно отразится в дальнейшем на его поведении.
  • Забота о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей. Несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.
  • Защита детских интересов. Поскольку родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права в отношении физических и юридических лиц.
  • Обеспечение безопасности. Мамы и папы обязаны заботиться о безопасности своих детей, поэтому и сами они не могут причинять вред их самочувствию (физическому, психическому, нравственному).
  • Содержание вплоть до совершеннолетия. Пока ребёнок не достиг совершеннолетия, родители не вправе выставить его за дверь.
Читать также:  На какой закон ссылаться при возврате непонравившейся модели телефонов

Родительское собрание Права, обязанности и ответственность родителей

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Права и обязанности родителей

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

Закон об образовании права ребенка в законе

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Обязанности учителя

В обязанности учителя (а также его права) входит возможность написания жалобы на любого члена педагогического состава школы или ученика. Правда, тут есть важный пункт. Вся информация должна быть представлена в письменной форме и в деликатном виде. В устной форме донесения не приветствуются, но имеют место быть.

Закон об образовании кто должен воспитывать детей родители или школа

Законом об образовании предусмотрена такая общественная структура, как общее собрание родителей, которой предоставляется право своим решением подать рекламацию в государственную аттестационную службу (Федеральная служба по надзору в сфере образования) о неудовлетворительном качестве образования в данном учреждении. Данная рекламация является одной из основных форм государственного контроля за качеством образования, и родители принимают в процедуре контроля непосредственное участие. Данную рекламацию можно подать только в отношении образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию.

Права и обязанности родителей в школе

в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
  • Официальный сайт

    8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

    Семейное право России

    Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861.

    Какие обязанности у родителей по воспитанию и содержанию детей

    Посещение различных медико-психологических обследований ребенка является правом родителей, так же, как и защита интересов своего несовершеннолетнего отпрыска. А вот соблюдение различных правил, режимов и порядков учебного заведения является обязанностью родителей.

    2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

    Круглый стол «Родители обязаны, а педагоги должны»

    Хацкевич Маргарита Витальевна
    Круглый стол «Родители обязаны, а педагоги должны»

    Цель:

    уточнить представления родителей и педагогов детского сада о правах ребенка, их ответственности и обязанностях.

    Задачи:

    определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада;

    закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

    систематизировать представления педагогов детского сада и семьи о правах ребенка.

    План:

    первая часть — доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»;

    вторая часть — вопросы и ответы;

    третья часть — решение педагогических ситуаций;

    четвертая часть — обязаны и должны;

    пятая часть — подведем итог.

    Ход круглого стола:

    Первая часть – доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    В. А. Сухомлинский

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

    Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

    Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

    Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

    Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

    Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

    Вторая часть: вопросы и ответы

    Уважаемые родители и коллеги, мы для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

    I вопрос родителям: — Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (Семье.)

    I вопрос педагогам: — В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (Медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика.)

    II вопрос родителям: — Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс.)

    II вопрос педагогам: — Назовите методы изучения семьи. (Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение».)

    III вопрос родителям: — Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.

    III вопрос педагогам: — Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога. (Ограничения со стороны организма: снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний; недостаточная мотивация для деятельности; недостаточность информированности.)

    Третья часть: решение педагогических ситуаций

    Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

    Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

    Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

    Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

    Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

    Четвертая часть: обязаны и должны

    В четвертой части нашего «круглого стола» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.

    Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).

    Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61).

    Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).

    Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).

    Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.

    Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.

    Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.

    Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.

    Пятая часть: подведем итог

    — Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители.

    Читать также:  Освещение дворовых территорий закон

    — Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны. Всем большое спасибо!

    План работы с родителями на 2014–2015 учебный год (2 младшая группе) 1. Сентябрь – октябрь Фото выставка для родителей: «Вот и стали мы на год взрослее, выставка «Школа вежливости».

    Проект «Книга своими руками» Проект: «Книга своими руками». Актуальность: Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается.

    Права и обязанности родителей в школе в соответствии с законом об образовании

    Одним из главных субъектов отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.

    Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.

    Права родителей

    Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

    Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

    +7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
    +7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
    Остальные регионы: онлайн-консультант>>
    Это быстро и бесплатно!

    Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

    Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

    На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

    • форму обучения;
    • учреждение для обучения ребенка;
    • язык обучения, также преподавания дисциплин;
    • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
    • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
    • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
    • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
    • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
    • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
    • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

    Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

    • дошкольного типа (сады);
    • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

    Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

    В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

    Права и обязанности

    Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

    • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
    • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
    • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
    • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
    • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
    • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
    • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
    • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
    • получение материального обеспечения со стороны государства;
    • оформление ребенка в группу продленного дня;
    • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
    • сохранение конфиденциальных данных;
    • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
    • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

    Получение информацию о:

    • степени квалификации учителя;
    • занятиях, в которых участвовал учащийся.

    Многие семьи волнует вопрос, имеет ли право родитель присутствовать на уроке? Ответ на этот вопрос можно найти во внутреннем документе школы. Присутствие родителей во время урока допускается с разрешения педагога.

    Закон об образовании обязанностями родителей признает:

    • организация процедуры получения образования;
    • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
    • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.

    Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

    • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
    • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
    • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
    • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
    • по обеспечению безопасного пути;
    • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
    • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
    • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
    • по заботе о престиже школы;
    • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

    Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

    Участие родителя в делах школы

    Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

    Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

    • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
    • организация родительского комитета;
    • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
    • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
    • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
    • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
    • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
    • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
    • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
    • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
    • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
    • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.

    Нарушение прав в школе

    Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

    Эти нарушения могут касаться:

    • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
    • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
    • нарушения процесса образования без основания;
    • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
    • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

    Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

    • директору школы;
    • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
    • прокуратуру;
    • управление образованием по области;
    • министерство образования.

    В жалобе следует указать:

    • ФИО заявителя;
    • Суть жалобы;
    • Дата, подпись.

    Заключение

    Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

    Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:

    +7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
    +7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
    Остальные регионы: онлайн-консультант>>
    или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

    Права и обязанности родителей в новом «Законе об образовании»

    Детский сад и школа имеет огромное значение в жизни каждой семьи, в которой есть дети. Данная сфера также регулируется нормативными актами. Многие слышали, что в России действует новый федеральный Закон об образовании. В настоящей статье расскажем какие права и обязанности обучающихся и их родителей закрепляются этим документом.

    Суть нового закона

    С 2013 года в России произошли изменения законодательства в сфере образования. Они коснулись всех его уровней – от дошкольного до высшего.

    Были реформированы условия приема и обучения, права и обязанности участников образовательного процесса, организация работы учреждений.

    Где-то новшества отражены кратко, в других областях они имеют более широкое распространение.

    Закон об образовании в статье 44 устанавливает права и обязанности родителей в процессе обучения их ребенка. Рассмотрим их более подробно.

    Круг лиц, имеющих права и обязанности

    Права и обязанности родителей в новом Законе об образовании распространяются на следующий круг лиц:

    • родные мать и отец (подтверждается свидетельством о рождении ребенка);
    • усыновители (подтверждается решением суда, а также свидетельством о рождении). Их статус приравнивается к родным матери и отцу;
    • опекун (на основании постановления о назначении таковым);
    • приемные родители в соответствии с договором;
    • руководители учреждений, где ребенок воспитывается (детские дома, интернаты и прочее).
    Читать также:  Возврат плитки по закону

    Вышеперечисленные лица являются законными представителями ребенка. На них всех в равной степени распространяются положения статьи 44.

    Одним из новшеств последней редакции Закона об образовании является то, что именно родители обладают преимущественным правом на воспитание и обучение своего ребенка. Обязанность законных представителей – дать детям фундаментальную внутреннюю основу развития их личности по всем направлениям. Это моральные качества, физическое здоровье, интеллектуальные способности.

    Ни детский сад, ни школа этим правом не наделены. Данные учреждения, совместно с муниципальными и региональными управлениями и департаментами образования, призваны лишь оказывать всю посильную помощь. Это содействие по следующим направлениям:

    • воспитательный процесс;
    • защита и укрепление здоровья детей;
    • развитие способностей каждого ребенка;
    • оказание помощи детям с отклонениями в развитии.

    Родители воспитанника детского сада и школьника имеют право:

    1. Решать, в какое учреждение отдать своего ребенка.

    При этом нужно учитывать, что за детскими садами и школами закреплены определенные территории (районы, улицы). Принять в учреждение ребенка из другой местности руководитель вправе только при наличии свободных мест.

    1. Выбирать способы обучения несовершеннолетнего.

    Можно обучаться в школе вместе со всеми детьми по общим программам. Также допускается дистанционное или вечернее образование, экстернат.

    1. Выбор языка преподавания.

    Это актуально для субъектов Российской Федерации, являющихся республиками, где, помимо русского, имеется свой национальный язык. Сюда относятся Татарстан, Башкортостан, Якутия, Дагестан и другие.

    1. Выбор дополнительных факультативов и курсов из числа тех, что предлагает образовательное учреждение.

    Решение вопросов по вышеперечисленным четырем пунктам должно происходить с учетом мнения ребенка. Окончательное решение принимает родитель, но он должен руководствоваться при этом интересами несовершеннолетнего.

    1. Обучать дошкольника, ученика начального, среднего и старшего звена в семье.

    Законом предусмотрено и семейное образование на дому. При данной форме ребенок проходит установленную программами аттестацию в школе. В любой момент возможен переход на классовый вариант учебы.

    1. Знакомиться с документами детсада, школы.

    Сюда относятся следующие виды локальных актов:

    • устав;
    • лицензия;
    • свидетельство о госаккредитации;
    • правила внутреннего распорядка;
    • документы по учебной деятельности;
    • иные.

    В настоящее время каждое образовательное учреждение обязано иметь собственный официальный сайт в сети Интернет. На такой страничке и размещаются указанные документы.

    Но не все школы соблюдают данные требования. В этом случае необходимо обратиться непосредственно к руководителю. Он обязан предоставить для ознакомления все запрошенные документы.

    1. Знакомиться с программами и методами преподавания, оценками своего ребенка.

    Не всегда дневник ученика, даже электронный, содержит всю необходимую информацию об оценках. По требованию законного представителя ему должны показать журнал. Также учитель обязан предоставить родителю всю запрашиваемую информацию по используемым им программам.

    1. Защита прав своего ребенка.

    Если родитель полагает, что по отношению к ребенку допущена несправедливость, ущемлены его интересы, он может их защищать. Это реализуется путем обращения к следующим лицам и органам:

    • воспитателю или учителю;
    • директору образовательного учреждения;
    • городское (районное) управление образованием;
    • департамент образования субъекта РФ;
    • прокуратуру;
    • суд.

    Это могут быть как устные обращения, так и письменные заявления (в том числе электронные, через интернет). Исключение составляет судебная инстанция (предусмотрена только подача иска).

    1. Получение сведений о проводимых психологических тестах и работе педагогических комиссий в отношении ребенка.

    Как правило, в большинстве школ родителям направляется опросный лист. В нем указывается, какое обследование планируется провести, предусмотрена графа для согласия либо отказа законного представителя. Это касается тестов в отношении всех детей.

    Когда у ребенка обнаруживаются отклонения в развитии, отставание по общей программе, проводятся обследования специальной комиссией. В нее включаются педагоги, медики и психологи. По результатам работы выдаются рекомендации: оставить ребенка учиться в его классе, или перевести в коррекционный.

    Законный представитель имеет право присутствовать при работе данной комиссии и обсуждении ее результатов. Он может высказать свое мнение по предлагаемой форме обучения ребенка.

    1. Участвовать в процессе управления образовательным учреждением.

    Каждый родитель может принять участие в управлении школой. Порядок и формы предусматриваются уставом учреждения.

    Самым распространенным является организация родительских собраний. Они бывают как классовые, так и общешкольные. На них обсуждаются актуальные вопросы, заслушивается мнение родителей. Порой решения принимаются по результатам голосования законных представителей.

    Также действуют родительские комитеты. Они принимают участие в решении многих вопросов наравне с администрацией учреждения. Контролируют расходование собранных средств, следят за организацией питания, ремонта.

    Таким образом, права родителей в школе достаточно широки. Они позволяют получать всю необходимую информацию о своем ребенке и процессе обучения, максимально защищать его права.

    В школе родители имеют право заниматься организацией различных мероприятий – на уровне класса, звена (например, начального), так и всего учреждения. Это могут быть конкурсы, выставки, праздники тематические или приуроченные к каким-либо датам.

    Родители вправе организовывать для детей различные поездки, экскурсии и походы. Это могут быть посещение театров, музеев, памятных мест. Также допускаются выходы на природу (туризм).

    Часто родителей интересует, могут ли они присутствовать на уроках своего ребенка. Первоначально нужно уточнить, регулируется ли данный вопрос внутренними актами школы. Если нет – прийти на занятия можно только с разрешения учителя, иногда – директора. В любом случае родитель не должен мешать учебному процессу.

    Обязанности родителей

    Законом определены также и основные обязанности родителей в школе. К ним относятся:

    1. Получение их ребенком образования.

    Обязательным является обучение детей до 9 класса. Далее несовершеннолетний сам решает, продолжать ли ему образование, и в каких формах.

    1. Соблюдение правил, установленных в образовательном учреждении.

    Родители должны сами следовать правилам и другим локальным актам школы и объяснить необходимость этого детям. Нужно соблюдать порядок и дисциплину во время учебного процесса, обеспечивать сохранность имущества, выполнять требования педагогов и тому подобное.

    1. С уважением относиться к педагогам, иным сотрудникам школы, другим ученикам.

    Родители должны не допускать в своем поведении оскорбительных или унижающих выражений по отношению к учителям, обслуживающему персоналу, другим ученикам. Нужно также прививать своим детям чувство уважения к старшим и младшим.

    Перечень обязанностей невелик. Но все они крайне важны и призваны обеспечивать нормальный учебный процесс.

    Что школа не вправе требовать от родителей

    Договором со школой могут быть установлены дополнительные права и обязанности родителей. Такой документ не должен противоречить Закону об образовании.

    Представители несовершеннолетнего вправе заниматься благоустройством школы и класса, прилегающей территории, своими силами производить ремонтные работы. Однако руководство учреждения не может обязать родителей выполнять этого.

    Также запрещены обязательные для всех сборы денежных средств на ремонт и иные потребности. Не вправе принуждать родителей дошкольников приносить в детский сад предметы гигиены и бытовую химию.

    Все это может делаться исключительно в добровольном порядке. При отказе родителей выполнять какие-либо работы или сдать деньги, недопустимо ущемление прав ребенка по этому основанию. При нарушении данных требований нужно обращаться с жалобами в управление образованием города (района) или прокуратуру.

    Ответственность

    Ответственность родителей за образование детей в Законе об образовании прописана лишь в общих формулировках. Сам данный нормативный акт никаких конкретных ее видов не устанавливает.

    Ни школа, ни детсад самостоятельно не вправе налагать на законных представителей какие-либо наказания. При обнаружении фактов ненадлежащего выполнения родителями своих обязательств образовательное учреждение должно сообщить об этом в органы опеки.

    За грубые и систематические нарушения прав ребенка родители, в соответствии с нормами Семейного кодекса, могут быть лишены или ограничены в своих правах. Также они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

    Закон наделяет родителей рядом прав и обязанностей при осуществлении учебного процесса. Это позволяет защищать интересы ребенка, гарантирует получение им качественного образования в выбранной форме. Не допускается возложение на представителей несовершеннолетнего обязательств, противоречащих закону. При нарушении школой этих требований необходимо обращаться в управление образованием либо прокуратуру.

    Ответственность родителей за обучение и воспитание детей

    Хорошие, любящие, но справедливые родители непременно постараются донести до своего чада, что ему, как и всем, нужно отвечать за свои действия и слова. Однако часто ответственность за воспитание перекладывается родителями на преподавателей, воспитателей или, хуже того, на самих детей, и аргументируется это нехваткой времени и занятостью на работе. А ведь ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь так ребёнок не превратится в алкоголика или наркомана.
    Под понятием ответственности за воспитание подразумевается следующее:

    • Родители должны нести ответственность за поведение их отпрыска, ведь характер воспитания обязательно отразится в дальнейшем на его поведении.
    • Забота о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей. Несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.
    • Защита детских интересов. Поскольку родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права в отношении физических и юридических лиц.
    • Обеспечение безопасности. Мамы и папы обязаны заботиться о безопасности своих детей, поэтому и сами они не могут причинять вред их самочувствию (физическому, психическому, нравственному).
    • Содержание вплоть до совершеннолетия. Пока ребёнок не достиг совершеннолетия, родители не вправе выставить его за дверь.

    Закон об ответственности родителей

    В конвенции о правах ребёнка сказано, что за воспитание и развитие ребёнка основную ответственность несут его родители, их основной заботой должны быть его важнейшие интересы. Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то могут нести такие виды юридической ответственности:

    • Административную согласно статье 5.35 кодекса РФ об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
    • Семейно-правовую согласно статьям 69 семейного кодекса РФ «Лишение родительских прав» и 73 «Ограничение родительских прав»;
    • Гражданско-правовую согласно статьям 1073 – 1075 Гражданского кодекса РФ;
    • Уголовную согласно статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

    Родители не только обладают правом, но и обязаны своих детей воспитывать, а также заботиться об их физическом, духовном, психическом и нравственном развитии. Закон «Об образовании» определяет функцию родителей как первых педагогов, которые обязаны заложить в раннем детском возрасте основы физического, интеллектуального и нравственного развития.
    Родители или опекуны обязаны обеспечивать детям получение общего основного образования (на уровне 9 классов общеобразовательной школы) и создать предпосылки для получения полного среднего образования. Принимая во внимание мнение детей, родители могут выбирать формы обучения и образовательные заведения для получения первыми общего основного образования.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector