Отчет о проверке трудового законодательства в

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 10

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

Известно, что самые конфликтные трудовые проверки связаны с нарушениями по оплате труда. Они занимают лидирующую позицию в перечне проступков работодателей. И поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, двери любой компании открыты для инспекторов по труду. Кстати, не только они могут прийти к вам с проверкой. Кто еще может контролировать соблюдение трудового законодательства в организации? Каковы типичные нарушения в сфере оплаты труда? Какие виды ответственности предусмотрены для нарушителей? Об этом рассказала на семинаре Валентина Митрофанова, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства.

Кто нас проверит

Итак, какие государственные проверяющие органы интересуются соблюдением трудового законодательства по оплате труда в вашей организации:

1. Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Практически у каждого кадрового работника со словом «проверка» в первую очередь ассоциируется трудовая инспекция. И все мы знаем, какими полномочиями она обладает.

Фрагмент документа. Статья 356 Трудового кодекса РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (. );

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (. ).

По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание. О том, какие типичные ошибки трудового законодательства по оплате труда выявляет ФИТ и какие виды ответственности за них предусмотрены, вы узнаете далее.

2. Федеральная налоговая инспекция.

Присутствие налоговиков в данном перечне не случайно. Дело в том, что трудовые инспекторы взаимодействуют с налоговыми инспекторами. И если при проведении проверки инспектором труда будут найдены нарушения по оплате труда, тогда вашу организацию может ждать налоговая проверка. Проверки по оплате труда налоговики проводят в основном «по наводке» трудовиков. Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня, ведь налоговики вплотную занялись теневыми зарплатами.

Так, ФНС России выпустила Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас.

Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая. Так, еще Министерство РФ по налогам и сборам в своем Письме от 20 февраля 2004 г. N 02-5-10/6 указало: «. если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы, осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства».

3. Фонд социального страхования РФ.

Инспекторы Фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования, а также начисление, уплату и расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенно болезненной сейчас может оказаться проверка оформления больничных листов и правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности.

Дело в том, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, который поменял порядок назначения и выплаты «больничных». Естественно, чтобы грамотно проводить проверки, инспекторы Фонда должны были сначала пройти соответствующее обучение. Это отняло время от выполнения годового плана по проверкам. Период активных проверок начался фактически с марта. Значит, именно сейчас, к концу года, можно прогнозировать приход в гости инспектора из Фонда.

Оказывается, даже работники прокуратуры могут проверить вашу добросовестность по вопросам оплаты труда. Прокуратура, помимо прочего, должна следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Поводом для проведения трудовой проверки работниками прокуратуры может стать жалоба сотрудника вашей организации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее — Закон N 2202-1) в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Когда прокурорский работник придет вас проверять, то в соответствии со ст. 6 Закона N 2202-1 вы обязаны будете безвозмездно представить ему статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении проверки. Не нужно пугаться названия проверяющего органа — просто трудовую проверку проведут прокурорские работники.

Фрагмент документа. Статья 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1

Типичные ошибки работодателей при оплате труда

По статистике ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» ТК РФ самая нарушаемая работодателями. Рейтинг ошибок при оплате труда по указанной статье таков:

1. Невыплата отпускных за 3 дня до начала отпуска.

2. Невыдача расчетных листков работникам (а также отсутствие типовой формы расчетного листка, несоблюдение письменной формы этого документа, выдача расчетного листка только один раз в месяц).

3. При выплате заработной платы через банк в трудовом договоре не оговорено, кто несет расходы за снятие денег в банкомате, а также не прописаны в трудовом соглашении даты выплаты зарплаты через банк.

4. Выплата аванса вместо зарплаты.

Дело в том, что в ст. 136 Трудового кодекса РФ вообще отсутствует слово «аванс». Есть лишь две части зарплаты, которые надо платить два раза в месяц. Следовательно, размер зарплаты должен соответствовать отработанному времени за вычетом НДФЛ, а не, например, 10 или 20 процентам от оклада, как некий руководитель решил установить в своей организации. Конечно, никто не мешает заплатить половину зарплаты за первые 2 недели, но тогда в случае увольнения сотрудника вы не сможете удержать у него ранее выплаченные деньги.

Кстати, ежемесячные премии, стимулирующие и компенсационные выплаты нужно также платить два раза в месяц! Неправильная формулировка в Положении о премировании и об оплате труда обяжет вас даже годовую премию разделить на 24 части и выплачивать ее работнику в течение года. Или вам, например, придется раскошелиться на выплату части ежемесячной премии работнику, который увольняется в середине месяца.

Как этого избежать? Необходимо ввести правильные формулировки в текст Положения о премировании или об оплате труда, а также в трудовые договоры. Например, «. ежемесячная премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного месяца», «. годовая премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного года», «. ежемесячная премия выплачивается, если работник проработал целый месяц». К тому же из числа премируемых можно исключить работников, увольняющихся до конца года, если такое условие содержится в локальном нормативном акте. Возможная формулировка: «Годовая премия выплачивается работникам, полностью отработавшим в течение отчетного календарного года». С компенсационными выплатами можно поступить так: «Компенсационная выплата выплачивается, если работник представляет подтверждающие документы».

Кроме перечисленных ошибок, есть и другие:

1. Невыплата денежной компенсации за задержку заработной платы, отпускных (в размере 1/300 ставки рефинансирования для РФ и в размере 1/200 ставки рефинансирования для г. Москвы ).

Статья 236 Трудового кодекса РФ.

Пункт 2.21 Московского трехстороннего соглашения на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей).

Вы знаете, что зарплата раз в месяц или опоздание с отпускными — это повод для выплаты работнику денежной компенсации? А представьте себе, что крупная организация уже несколько лет не платит работникам зарплату два раза в месяц. Это значит, что трудовой инспектор заставит ее выплатить компенсацию за все годы каждому работнику. На одни только расчеты уйдут месяцы! Ведь нужно будет учесть повышение зарплаты и постоянные изменения размера ставки рефинансирования. Кстати, не забывайте и про пеню.

2. Невыплата работникам «ни копейки» за выполнение дополнительной работы.

В этом случае есть несколько вариантов сценария. Они зависят от того, в каком порядке прописано выполнение дополнительной работы:

— срочный трудовой договор;

— доплата (исполнение обязанностей, совмещение, расширение зоны обслуживания);

Исполнение обязанностей и совмещение предусматривают 100 процентов доплаты, поскольку на работника возлагается весь объем трудовых обязанностей. В то же время расширение зоны обслуживания позволяет платить только за избранную часть трудовых функций. Только этот вариант подходит не для всех должностей.

Кстати, не надейтесь, что трудовой инспектор поверит вам, если вы ему скажете, что никто не выполняет работу главного бухгалтера, табельщика или, например, уборщицы. В последнем случае вы вообще рискуете «нарваться» и на проверку Ростехнадзора, ведь вы же сами сказали, что в офисе никто не убирает.

ФИТ может приостановить деятельность организации за нарушения трудового законодательства сроком до 90 суток (см. п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Причем в ТК РФ не написано, за какие именно нарушения. На практике это делается за:

— нарушения по охране труда (здесь приостановление выступает как способ исправить нарушение. Например, работники трудятся за компьютерами, но персонал не проходил медосмотр);

— нарушения по оплате труда (приостановление здесь просто считается наиболее адекватным видом наказания).

Правда, есть деятельность, которую нельзя приостановить.

Фрагмент документа. Статья 142 Трудового кодекса РФ

. Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

Читать также:  Исполнение трудового законодательства

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ.

Статья 157 Трудового кодекса РФ.

Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда. Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.

Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ. Дальше все просто: рассмотрение дела в суде занимает от силы полчаса. За это время инспектор разъяснит судье характер первого и второго нарушений, судья вынесет решение.

В судебном решении относительно генерального директора будет написано: «дисквалификация с позиции руководящего работника» (то есть нельзя занимать никаких руководящих позиций вообще), главного бухгалтера — «дисквалификация с позиции бухгалтерского работника» (значит, нельзя работать не только главным, но и простым бухгалтером), начальника отдела кадров — «дисквалифицирован с позиции кадрового работника».

Чем грозит для организации прием на работу дисквалифицированного специалиста на «запрещенную» должность? Все, что подписывал дисквалифицированный работник — главный бухгалтер, генеральный директор, начальник подразделения, — недействительно! Представляете, чего будут стоить все ваши документы? И если организация «поленится» проверить работника в Реестре дисквалифицированных лиц, который ведет МВД, то налоговая инспекция не сочтет за труд проверить ваших ответственных за подписание первичных документов работников.

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только генеральному директору. Он будет наказан штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю организации придется выплатить штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может не только повлечь ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, но и череду проверок со стороны различных контролирующих органов. А ведь все это иногда можно легко предотвратить, не полагаясь на авось.

Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов и мы часто обращаемся к этой теме на нашем сайте audar-info.ru. Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов. Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.

Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.

А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [1] (далее – Положение).

Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).

Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);

2) поступление в Рострудинспекцию:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.

Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по‑прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] , в соответствии с которыми эти планы составляются.

Хозяйствующий субъект может проверить, включен ли он Рострудинспекцией в план проверок на текущий год. Для этого надо заглянуть на сайт этой организации по адресу https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ >

От проверок по срокам – к риск-ориентированному подходу

Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления [3] .

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ под риск-ориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ).

В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рос­трудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.

Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли. В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года. На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Читать также:  Когда можно делать ремонт в квартире по закону СПб
Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A)

Добыча полезных ископаемых (B)

Обрабатывающие производства (C)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

Строительство (F)

Транспортировка и хранение (H)

Деятельность в области информации и связи (J)

Образование (P)

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

Прочие виды экономической деятельности

  • 0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
  • 0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
  • 1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
  • 1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

Произведение двух приведенных показателей ПВ и М дает значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т).

Помимо показателя Т в расчете участвует также показатель Ку, именуемый коэффициентом устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей. Первый из них (Кт) зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему.

За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий – 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска.

Второй индивидуальный показатель Кз зависит от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, то лицу начисляется 0,3 балла.

И, наконец, если лицу назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, ему добавляется еще 0,1 балла. А при отсутствии таких наказаний, наоборот, может быть рассмотрен вопрос о снижении лицу класса риска.

Все коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются следующие классы риска:

  • высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Пример.

Организация занимается производством алкогольной продукции. Ее численность – 100 человек. Случаев травматизма в предыдущие три года не зафиксировано, как и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, но в предыдущем году имелся факт задержки выплаты зарплаты на 5 дней.

Коэффициенты для расчета класса риска по организации составили: ПВ = 0,2, М = 0,5, Ку = 0,3 (0 + 0,3 + 0). Общее значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р = 0,4 (0,2 х 0,5 + 0,3).

Следовательно, лицо в текущем году получит класс умеренного риска, то есть при сохранении этого класса проведение проверки трудового законодательства ему грозит не чаще, чем раз в 6 лет.

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

[3] Речь идет о Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Как оформляются результаты по итогам проверки трудовой инспекции

Оформление результатов проверки

По итогам проведенной проверки ( как плановой , так и внеплановой ) трудовой инспектор:

  • вносит запись в журнал учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
  • составляет акт проверки (ч. 1–5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8–9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:

  • наименование территориальной трудовой инспекции;
  • даты начала и окончания проверки;
  • продолжительность проверки;
  • дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Акт должен содержать подробную информацию о проведенной проверке, а именно:

  • дату, время и место составления акта;
  • наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
  • дату и номер распоряжения (приказа) руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
  • фамилию, имя, отчество и должность трудового инспектора, проводившего проверку;
  • наименование проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
  • дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
  • сведения о внесении записи о проведении проверки в журнал учета проверок либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием журнала проверок;
  • подпись трудового инспектора, проводившего проверку.

Такие требования к содержанию акта установлены в части 2 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Выявление нарушений по итогам проверки

Если в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то помимо акта он:

  • составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
  • оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

При этом за все нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверки, инспектор может привлечь к административной ответственности только один раз (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Пермского краевого суда от 25 июня 2013 г. № 44а-492-2013).

Ответственность

За неисполнение в установленный срок предписания трудовой инспекции по ее заявлению суд может оштрафовать:

  • граждан на сумму от 300 до 500 руб.;
  • должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 1000 до 2000 руб.;
  • организацию на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, за подобное нарушение должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: что считать аналогичным правонарушением для целей привлечения к повторной ответственности за нарушения трудового законодательства?

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 5 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение организацией или должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника. Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

Приложения к акту проверки

Предписание об устранении нарушений прикладывается к акту проверки. Кроме того, к акту могут быть приложены:

  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, экспертиз;
  • объяснения сотрудников организации (предпринимателя), на которых возложена ответственность за нарушения требований законодательства;
  • иные подтверждающие документы (их копии), имеющие непосредственное отношение к результатам проверки.

Об этом говорится в части 3 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Вручение акта

Один экземпляр акта с копиями приложенных документов вручается руководителю организации (иному уполномоченному представителю) под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с ним. Если акт вручить невозможно или руководитель (уполномоченный представитель) отказывается поставить подпись, то инспекция направляет акт по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой порядок установлен частью 4 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

О том, как подать возражения на полученный акт проверки, а также о случаях, при которых результаты проверки подлежат отмене, см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции .

Рассмотрение административного правонарушения

Протокол об административном правонарушении , составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения – 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции .

Проверка соблюдения норм трудового законодательства

В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Заработная плата — это выраженная в денежной форме стоимость рабочей силы за соответствующее количество и качество труда, включенная в себестоимость продукции.

Основной функцией заработной платы является воспроизводство рабочей силы. У каждого работника есть свой интерес, стимул или побудительный мотив к труду. Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование.

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей регулируется в нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • § организации труда и управлению трудом;
  • § трудоустройству у данного работодателя;
  • § профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • § социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • § участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • § материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • § надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) соблюдения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • § разрешению трудовых споров.

В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки:

  • § выборочный;
  • § хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм;
  • § контрольные замеры объемов выполненных работ;
  • § экспериментальные пробы различных форм оплаты труда.

В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.

Основным нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 25.07.2002 г. [3]. Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации [1], соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.

Аудитору необходимо проверить:

  • § соблюдение актов трудового законодательства;
  • § оформление сотрудников при приеме и увольнении;
  • § учет рабочего времени;
  • § построение системы оплаты труда;
  • § выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации.

Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства использована рабочая таблица (табл. 2.3)

Аудиторская проверка трудового законодательства

1. Проверка правильности приема на работу, увольнения сотрудников

Приказы, контракты, трудовые соглашения, личные карточки

2. Проверка правильности соблюдения численности работников, утвержденной руководителем

Табель учета рабочего времени, штатное расписание

3. Проверка обеспеченности кадрами необходимой квалификации и подготовка

Приказы о приеме, увольнении, отчеты о подготовке и повышении квалификации работников

Работники бухгалтерии ежегодно обучаются на семинарах

4. Проверка правильности учета рабочего времени, соблюдения режима работы

Табель учета использования рабочего времени

5. Проверка соблюдения графиков отпусков

6. Проверка выполнения внутреннего трудового распорядка, состояния трудовой дисциплины

Коллективный договор, положение об оплате труда, правила внутреннего распорядка

При приеме на работу штатных работников издается приказ, в котором определен оклад и испытательный срок (2 месяца). С внештатными работниками заключается трудовое соглашение на выполнение конкретной работы с установлением фиксированной оплаты труда. По окончании выполнения работы составляется акт о выполненных работах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО «Полисиб-2001» нарушений трудового законодательства по оплате труда нет.

Отчет о проведении тематических проверок по соблюдению трудового законодательства и вопросов охраны труда в учреждениях здравоохранения

Пленуме обкома Профсоюза

о проведении тематических проверок по соблюдению трудового законодательства и вопросов охраны труда в учреждениях здравоохранения

В 2017 году техническим инспектором труда, а также внештатной технической инспекцией было проведено 44 тематические проверки (Приложение № 1) на тему: «Соблюдение законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда при организации и проведении специальной оценки условий труда» и «Участие Профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением работодателем законодательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда».

В целом в первичных организациях рассматриваются вопросы обеспечения работников безопасными условиями труда. Выявлено 64 нарушения оформления отчетов уполномоченных по охране труда о своей работе на профсоюзных собраниях.

В трудовых договорах работников частично отсутствуют разделы определяющие занятость работников в условиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса и установление им компенсационных мер за эти условия труда. Например, в 7 учреждениях в трудовых договорах работниках не указано предоставление повышенной оплаты труда за работу во вредных условиях труда после проведенной спецоценки. А в 6 организациях не были внесены компенсационные меры, за работу во вредных (опасных) условиях труда в трудовые договоры с учетом положений коллективных договоров.

Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации входит с состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. При проведении проверок делается акцент на необходимость включения нескольких представителей первичной организации Профсоюза в состав комиссии с направлением работодателю решения профкома о количественном и персональном составе своих представителей. В связи с этим 23 нарушения связано с отсутствием протоколов выборных органов ППО о выдвижении представителей для участия в комиссии по проведению СОУТ и представителей в состав комитета (комиссии) по охране труда.

В 8 организациях отсутствовали протоколы профсоюзного собрания по избранию уполномоченных по охране труда.

В 16 из проверенных учреждениях здравоохранения отсутствовали уголки по охране труда в структурных подразделениях. Частично не проведено обучение по охране труда 75 уполномоченных в 7 медицинских учреждениях.

Финансирование мероприятий по СОУТ осуществляется в коллективных договорах на основании статьи 226 Трудового кодекса РФ и отражается в Соглашениях по охране труда утверждаемые ежегодно, которые являются приложением к этим договорам. В целом медицинские организации производят возврат средств из ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В нескольких организациях отсутствовали графики проведения специальной оценки условий труда. В некоторых медицинских организациях в данных графиках не указывались мероприятия с этапами их проведения, отсутствовали сроки и ответственные лица за их выполнение.

В 12 проверенных организациях отсутствовали утвержденные перечни рабочих мест подлежащих СОУТ и факторов производственной среды и трудового процесса.

В 13 организациях не учтены требования п.8 ст.10 ФЗ № 426-ФЗ, а именно — в целях определения перечня не до конца изучены документы, характеризующие условия труда и регламентирующие обязанности работника (например, трудовые договоры, должностные инструкции, инструкции по охране труда, положения по подразделениям, хронометражные наблюдение и т.д.).

В ряде учреждений не проводилась оценка биологического фактора у работников, осуществляющих медицинскую деятельность (например, «Кемеровская городская клиническая поликлиника № 5» — 54 рабочих места, «Яйская районная больница» — 20 рабочих мест). В некоторых организациях на некоторых рабочих местах занижен итоговый класс условий труда. К примеру, после проведения СОУТ на 382 рабочих местах в Березовской городской больнице 211 оценены с допустимым классом условий труда, среди которых и работники, осуществляющие медицинскую деятельность, а оставшиеся 171 рабочее место медицинских работников оценено с классом 3.1 среди которых врач акушер-гинеколог, врач-хирург, врач-офтальмолог и другие рабочие места. На данный момент проводится пересмотр результатов СОУТ.

Между тем, при активном участии председателей профсоюзных организаций в соответствии с законодательством спецоценка проведена в Тусульской районной больнице (председатель Артеменко Елена Георгиевна.), Анжеро-Судженской городской больнице (председатель Бебишева Вера Павловна), Кемеровской районной больнице (председатель Тарасова Татьяна Олеговна) и других учреждениях.

В 13 медицинских организациях не всеми членами комиссии были подписаны карты СОУТ. При заполнении строки 040 («Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам) вышеуказанных карт, указывается отсутствие у работников фактического наличия повышенных гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, хотя данные гарантии отражены в трудовых договорах (п.5 Приложения № 4 к Методике проведения СОУТ). Данное нарушение может отрицательно влиять при сохранении работникам гарантий и компенсаций в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ и пункта 7.1.4 Регионального отраслевого соглашения.

В Перечнях рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда не указаны сроки выполнения мероприятий и наименование структурных подразделений, привлекаемых для их выполнения в 12 проверенных организациях, т.е. являлись только формальным документом улучшающим условия труда.

В 354 случаях не были учтены устные предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, не составлены документы, подтверждающие или опровергающие данные предложения. Предлагаем использовать в работе согласованный с департаментом охраны здоровья населения опросный лист работников по осуществлению на его рабочем месте спецоценки и учету потенциально вредных и опасных производственных факторов.

Не оформлено письменное ознакомление работников с условиями труда на своих рабочих местах по результатам СОУТ в 8 организациях.

Так же выявлены случаи проведения спецоценки на вакантных рабочих местах, что также является нарушением законодательства.

Отказа работодателя от рассмотрения мотивированного предложения Профсоюзного комитета, направленном в установленном порядке выявлено не было.

Не все работодатели размещают на своих официальных сайтах сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, в установленный тридцатидневный календарный период со дня утверждения отчета.

Для объективного анализа и установления класса условий труда у работников, осуществляющих медицинскую деятельность, напоминаем о необходимости своевременно направлять в областной комитет: — результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (утверждаются комиссией по проведению СОУТ до проведения измерений и оценки факторов производственной среды и трудового процесса) и рабочий вариант сводной ведомости специальной оценки условий труда перед утверждением отчета о проведении СОУТ.

В вышеперечисленных организациях выявленные нарушения устранены, либо находятся на стадии устранения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector