Правовой анализ законодательства о признании граждан нетрудоспособными

Нетрудоспособные граждане

Нетрудоспособные граждане — это граждане, не обладающие способностью к трудовой деятельности на протяжении длительного времени или на регулярной основе, даже с детских лет.

Иждивенцы — это лица, живущие за счет других членов семьи, граждан или же получающие от них регулярное спонсирование, благодаря которому ведут свое существование.

  • В категорию нетрудоспособных граждан, согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» входят: пенсионеры по возрасту (общее правило: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет; в районах Крайнего Севера пенсионный возраст снижен на пять лет), которые, получая пенсию, не осуществляют трудовую деятельность.
  • В категории нетрудоспособных людей также включаются инвалиды, дети-калеки, лица не достигшие совершеннолетия, а также, помимо прочего все, кто впоследствии достижения 18 лет находится на очной форме обучения в образовательном заведении любого типа и вида без учета их организационно-правового управления, в число которых входят и иностранные учебные учреждения, каковые располагают за границами Российской федерации, в часу, когда назначение на прохождение учебы произошло по интернациональному соглашению. До момента завершения учебы, но не позднее свершения возраста 23 лет.
  • Также лица, лишившиеся одного или обоих опекунов, дети скончавшихся матерей-одиночек, представители из малочисленных северных народностей, достигнувшие возраста 50 у женщин и 55 у мужчин, лица достигнувшие 60-65 лет без права на пенсию, предустановленную законодательством.

Концепция нетрудоспособности

Концепция нетрудоспособности была введена в распоряжении Пленума Верховного Суда СССР 01.07.1966 года. В согласовании с ним, нетрудоспособными считаются жители, достигнувшие пенсионного возраста и получающие пенсию (у женского пола эти годы составляют 55 лет, у мужского — 60 лет), персоны с инвалидностью I, II, III группы в автономии от того, назначены ли им пенсионные выплаты по годам или инвалидности, и кроме того, лица недостигнувшие совершеннолетия.

Нетрудоспособность вводится у нотариуса после представления ему свидетельства личности, Пенсионного удостоверения, справки медико-социальной экспертной комиссии.

Кто считается нетрудоспособным наследником?

В согласовании с настоящим правом Российской Федерации, законное положение нетрудоспособного иждивенца в правилах наследования претерпело некоторые корректировки.

Правовой статус устанавливается в статье 1148 Гражданского Кодекса Российской федерации, где отмечено, что:

  • особы, являющиеся законными наследниками, в соответствии со статьей 1143-1145 Гражданского Кодекса Российской Федерации, каковые ко времени открытия наследия нетрудоспособны, но не вступают в список тех наследников, каковые призываются к наследованию, могут наследовать по закону совместно с преемниками указанного списка, если ранее пребывали на содержанье наследодателя не меньше года до его кончины. При этом совместное проживание с наследодателем не имеет значения.

Обязательная доля пенсионера

Жители, достигнувшие пенсионного возраста и не осуществляющие трудовой деятельности, являются нетрудоспособными гражданами и получают пенсионные выплаты. Однако отдельными учеными и работниками считают необходимость признать нетрудоспособными даже лиц пенсионного возраста, ведущих трудовую деятельность.

Забота о нетрудоспособных гражданах

В законодательстве Российской Федерации приняты Правила исполнения регулярных компенсирующих платежей неработающим гражданам, относящимся к работоспособному населению, которые выполняют присмотр за нетрудоспособными личностями.

Критерии исполнения выплат уточняются в согласовании с Указом Главы Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

  1. ежемесячные компенсирующие средства для живущих на местности Российской Федерации персон, ведущих присмотр за жителями с инвалидностью 1 группы, детьми-калеками, не достигнувшими совершеннолетия и пожилыми горожанами, для которых необходим сторонний уход в соответствии с решением медицинского учреждения или достигнувшими возраста 80 лет, составляют 500 рублей.
  2. компенсирующие выплаты назначаются к пенсии, выделенной нетрудоспособному населению, во время выполнения ухода за ним в распорядке, учрежденном для выплат соответствующих обеспечений.
  3. компенсирующие средства назначаются гражданам, исполняющим уход, в суверенности от родственных связей и сожительства с нетрудоспособной персоной.
  4. компенсирующие выплаты устанавливает и выполняет отдел, выполняющий распределение и выплачивание пенсий нетрудоспособным лицам.

Вопросы-ответы

1. Какие существуют группы нетрудоспособных иждивенцев?

В законодательстве акцентируется две группы иждивенцев, неспособных вести трудовую деятельность:

  • первая — лица, являющиеся преемниками на законодательном уровне и входящие в список наследников второй-седьмой очередности.
  • вторая — лица, относящиеся к преемникам восьмой очередности.

2. Кто имеет право на подтверждение нетрудоспособности?

  • Несовершеннолетние граждане, не достигнувшие возраста 16 лет. В данном возрасте наступает трудовая дееспособность, то есть время, когда гражданин обладает правом всецело выполнять рабочую практику, однако имеются исключения.
  • обучающиеся общеобразовательных институтов и заведений начального профессионального воспитания, исключая совершеннолетних.
  • учащиеся образовательных органов среднего и высшего профессионального образования, ведущих просвещение в очной форме, до момента наступления возраста 23 лет.
  • Граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы, которая учреждается решением медицинской комиссии специально уполномоченного отдела — заведения медико-социальной экспертизы. Персоны с инвалидностью 3 группы имеют все шансы получить нетрудоспособность в связи с характеристикой заболевания.
  • личности, достигнувшие пенсионного возраста, которые вы время получения пенсионных выплат не ведут трудовую деятельность. Данный вопрос достаточно спорный в теоретических исследования и правоприменительной практике. Отдельные учены считают необходимостью признать нетрудоспособными даже пенсионеров, ведущих трудовую деятельность.
  • В законодательстве Российской Федерации нетрудоспособными гражданами принято считать лиц, не обладающих возможностью выполнять трудовую деятельность по различным причинам, в список которых входит преклонный возраст и проблемы со здоровьем. Такие граждане обладают правом на уход со стороны трудоспособного лица, которое будет получать материальные выплаты в течение ухода. Нетрудоспособных граждан не стоит путать с иждивенцами, которые ведут свое существование за счет других лиц, либо получающих с их стороны регулярную помощь, благодаря которой ведут свое существование.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 653-69-36 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 426-14-80

Нетрудоспособный гражданин — это кто? Права нетрудоспособных граждан

Нетрудоспособный гражданин — это человек, утративший в силу ряда причин временно или на продолжительный период возможность работать. Иждивенцы – это лица, находящиеся на полном содержании у кого-либо. Кроме того, они могут регулярно получать помощь, считающуюся основным источником для их жизни и дальнейшего существования. Нетрудоспособность должна быть обязательно подтверждена соответствующими медицинскими справками и документами.

Правовые основания признания нетрудоспособности

Нетрудоспособные граждане — это:

  • Несовершеннолетние лица, не достигшие 16 лет, поскольку они не способны полноценно работать и проявлять трудовую дееспособность.
  • Ученики, обучающиеся в среднем или высшем общеобразовательном учреждении (колледжи, техникумы, академии, университеты и институты), обязательным условием является очная форма обучения.
  • Инвалиды первой и второй групп, соответствующее заключение устанавливается согласно закону врачами и организациями медико-социальной экспертизы.
  • Инвалиды третьей группы могут быть признаны нетрудоспособными на основании общей сложности и особенностей заболевания.
  • Пенсионеры по возрасту: в соответствии с настоящим законодательством для женщин установлен порог 55 лет, для мужчин – 60. Люди, проживающие в области Крайнего Севера, идут на пенсию раньше на пять лет, они не способны заниматься трудовой деятельностью во время получения пенсии. Однако в данной сфере и в теории, и на практике появляется множество споров. Работники и ученые часто просят признать нетрудоспособными и работающих пенсионеров.

Состояние инвалидности и ее период определяются в справке, в которой подтверждается нетрудоспособность в соответствии с законами. Выдается она федеральными организациями медико-социальной экспертизы. В России положены пенсии нетрудоспособным гражданам.

Изменения статуса нетрудоспособных иждивенцев

Еще в эпоху СССР действовал такой закон, в соответствии с которым иждивенцы были в любом случае наследниками первой очереди, а при отсутствии наследников первой очереди обладали определенными преимуществами перед лицами трудоспособными.

Недавно в действующем российском законодательстве вступил в силу новый закон. В соответствии с ним нетрудоспособность иждивенцев, а также наследственные права претерпели небольшие изменения. Определяются они с помощью 1148-й статьи ГК РФ. Также в ГК указывается список лиц, относящихся к наследникам в рамках действующего законодательства. Однако они не считаются наследниками, которые могут претендовать на получение наследства. Поэтому они приравниваются к другим наследникам, если находились на иждивении не менее года. При этом место проживания не берется во внимание.

В соответствии с действующим законодательством

В соответствии с действующим законодательством наследниками являются граждане РФ, не включенные в круг лиц, перечисленных в 1142-1145-й статьях ГК. Существует также исключение, поэтому необходимо обращать внимание на то, что в момент открытия наследства нетрудоспособность должна быть признана официально, и находиться в таком статусе нужно не меньше года до времени смерти наследодателя. Эти лица могли проживать с ним совместно или находиться на иждивении. При наличии у наследодателя других родственников нужно знать, что они находятся в одинаковых условиях.

Какие категории нетрудоспособных иждивенцев существуют?

Нетрудоспособный гражданин – это очень широкое понятие. Что это означает? Статус нетрудоспособных иждивенцев с точки зрения права претерпел серьезные изменения, были внесены некоторые корректировки в законы. В данный момент существуют такие категории лиц, которые являются нетрудоспособными и не могут работать:

  • лица, включенные по закону в перечень наследников и входящие в их число со второй по седьмую очередь;
  • лица, относящиеся к наследникам восьмой очереди.

Права на наследство

Нетрудоспособные иждивенцы, не входящие в состав наследников первой очереди, могут по закону претендовать на получение наследства. Однако они должны пробыть на содержании наследодателя как минимум один год до дня его смерти. Во внимание при этом не будет браться условие раздельного или совместного проживания.

Не относящиеся к очереди наследников нетрудоспособные иждивенцы могут получить наследство лишь тогда, когда они проживали совместно с умершим не меньше одного года. Однако при прекращении отношений за год до открытия наследства бывший иждивенец по закону не может претендовать на имущество. При отсутствии у наследодателя родственников и иных наследников, указанных в законодательстве, нетрудоспособных граждан включают в состав наследников восьмой очереди.

Каково обеспечение нетрудоспособных граждан? Об этом ниже.

Как доказать нетрудоспособность?

Порой в процессе оформления могут появиться значительные сложности с получением имущества, потому что в ГК РФ четко не обозначены нетрудоспособные иждивенцы. Человек по этой причине вынужден доказывать собственную нетрудоспособность в соответствии с судебным порядком. Под нетрудоспособностью понимается отсутствие у человека возможности осуществления трудовой деятельности либо ограничение, связанное с присутствием у человека физического недостатка. Именно поэтому гражданин не способен обеспечивать себя самостоятельно финансовыми средствами, а также получать доход.

Но есть определенные права у нетрудоспособных граждан. Он теряет трудоспособность в силу различных жизненных причин и обстоятельств. Все это нужно указывать в процессе судебного заседания. Человеческая нетрудоспособность является самым спорным юридическим вопросом при законном разбирательстве. В федеральном кодексе не указываются даже приблизительные критерии, предоставляющие возможность признания гражданина нетрудоспособным.

Какие положены выплаты нетрудоспособным гражданам? В каком размере? Жители, которые достигли пенсионного возраста и не занимаются трудовой деятельностью, считаются нетрудоспособными людьми и получают соответственно пенсионные выплаты.

Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам, размер в 2018 году

Социальную пенсию назначают нетрудоспособным гражданам по ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Минимальная социальная пенсия с 1 апреля — 4454,58 руб. Эта сумма будет выплачиваться инвалидам III группы (имеющим возможность работать), дополнительные выплаты не учитываются. II группа инвалидов, пенсионеры по старости и представители северных народов будут получать 5240,65 руб. Столько же полагается и детям, которые остались без кормильца. Социальное обеспечение от государства, положенное детям-инвалидам и инвалидам I группы с детства, — 12577,42 руб. Взрослые инвалиды I группы и II, полученной в детстве, получат 10481,34 руб.

Забота о гражданах, утративших трудоспособность

В российском законодательстве были приняты Правила исполнения компенсирующих регулярных платежей неработающим лицам, входящим в число работоспособного населения, присматривающим за нетрудоспособными людьми. Расходы, обусловленные компенсационными выплатами гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, финансируются за счет ресурсов федерального бюджета, которые ежегодно выделяются на выполнение такой цели. Критерии выплат определяются в соответствии с Указом Главы РФ от 26.12.2006 г. «О компенсационных выплатах…» под № 1455:

  • компенсирующие ежемесячные средства для персон, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляющих присмотр за жителями с 1-й группой инвалидности, несовершеннолетними детьми-калеками и пожилыми гражданами, нуждающимися в уходе посторонних в соответствии с вердиктом медицинской организации либо достигшими восьмидесятилетнего возраста, равны пятистам рублям;
  • назначаются компенсирующие выплаты к пенсии, которая выделяется нетрудоспособному населению, при уходе за ним в том порядке, который учрежден для выплат данных обеспечений;
  • средства компенсирующего характера назначаются лицам, ухаживающим вне зависимости от родственных связей, а также сожительства за человеком, утратившим трудоспособность;
  • компенсирующие выплаты определяет и выполняет тот отдел, который занимается распределением и выдачей пенсий.

Теперь мы знаем, кто это — нетрудоспособный гражданин.

Особенности учета группы инвалидности для признания лица нетрудоспособным в области семейных правоотношений

(Габдрахманов Ф. В.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 4)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА НЕТРУДОСПОСОБНЫМ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Ф. В. ГАБДРАХМАНОВ

Габдрахманов Ф. В., кандидат юридических наук, доцент.

Особенности учета группы инвалидности для признания лица нетрудоспособным в области семейных правоотношений зависят не от группы инвалидности, а от степени ограничения способности к трудовой деятельности — такой вывод делает автор статьи, подробно рассматривая указанную тему.

Peculiarities of accounting of group of invalidity for recognition of a person as being disabled in the sphere of family legal relations depends not on the group of invalidity but on the level of limitation of capability to labor activity — the author makes such a conclusion after close consideration of the said issue . ——————————— Gabdrakhmanov F. V. Peculiarities of accounting of the group of invalidity in recognition of a person as being disabled in the sphere of family legal relations.

Диапазон учета состояния здоровья, индикатором которого выступает группа инвалидности, в российском законодательстве довольно широк. Состояние здоровья учитывается при назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности и наказания, применении принудительных мер медицинского характера и др. Так, исправительные и обязательные работы не могут быть назначены нетрудоспособным, к которым уголовный закон относит инвалидов первой группы . ——————————— См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 3 июня 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Более широкий спектр правоотношений, связанных с трудоспособностью, возникает в сфере гражданских и семейных правоотношений. Это вопросы установления опеки и попечительства, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исполнения алиментных обязательств членами семьи и др. Например, лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью при наличии заболеваний и травм, приведших к инвалидности I и II групп, исключающих трудоспособность . ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 19. Ст. 2304.

Несмотря на концептуальное изменение законодателем подходов в вопросах признания лица нетрудоспособным путем установления степени ограничения к трудовой деятельности, в правоприменительной практике и юридической литературе нетрудоспособность нередко отождествляется с группой инвалидности. Нетрудоспособный — лишенный способности трудиться. Так трактует это понятие Толковый словарь русского языка . ——————————— См.: Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 414.

Рассмотрим реализацию этого понятия на практике через призму ст. 85 и 87 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Авторы комментария к Семейному кодексу РФ пишут, что в литературе по семейному праву высказываются различные точки зрения по поводу возможности выплаты алиментов совершеннолетним детям, признанным инвалидами III группы. Большинство авторов полагают необходимым подходить к решению данного вопроса дифференцированно, связывая его с возможностью или невозможностью реального трудоустройства претендующих на получение алиментов лиц, признанных инвалидами III группы. На этом основании делается вывод о признании за инвалидами III группы права на алименты лишь при невозможности их трудоустройства. Для возникновения алиментной обязанности трудоспособных совершеннолетних детей при взыскании алиментов в судебном порядке необходимо наличие следующих оснований: родственная связь родителей и детей, удостоверенная в установленном законом порядке (ст. 47 СК); нетрудоспособность родителей и их нуждаемость. Нетрудоспособными являются отец, достигший возраста 60 лет, мать — 55 лет, или родители, являющиеся инвалидами I, II и III группы . ——————————— См.: Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Норма, 2006.

Как быть, если гражданину установлена группа инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, остается без ответа . ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 9. Ст. 1018.

Попытки распространить пенсионное законодательство, регулирующее особый круг правоотношений, на алиментные обязательства, например бывших супругов, имеют место и в судебной практике. По делу о взыскании алиментов с бывшего супруга Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что нетрудоспособность лица, инвалидность которого была установлена еще до заключения брака, является юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о его праве требовать от бывшего супруга предоставления содержания после расторжения брака. Согласно действующему пенсионному законодательству нетрудоспособным является супруг, если он достиг возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) либо является инвалидом, имеющим ограничение к трудовой деятельности. Как следует из материалов дела, брак между Д. и О. был заключен 20 сентября 1996 г. и расторгнут 14 июля 2000 г. О. является инвалидом с детства, имеет II группу инвалидности с ограничением работоспособности. В 1999 г. было отмечено ухудшение состояния ее здоровья: снизился слух, ей стало тяжелее передвигаться, появились боли в позвоночнике. В 2007 г. О. повторно установлена II группа инвалидности бессрочно. Судебная коллегия пришла к выводу, что ссылка суда надзорной инстанции на то, что включение в период времени, дающий право на получение алиментов бывшему супругу, времени, предшествовавшего регистрации брака, является неправомерным, не соответствует положению п. 1 ст. 90 СК РФ . ——————————— См.: Определение N 84-В08-4 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 2.

Иными словами, правом требования средств на свое содержание обладает и бывший супруг, нетрудоспособность которого наступила до заключения брака. До этого судебная практика исходила из того, что инвалидность супруга должна наступить исключительно в период брака или в течение года с момента его расторжения. Оставим без комментариев как положительные, так и возможные негативные последствия этого решения для сотен тысяч инвалидов, мечтающих создать свою семью. Остановимся на существенном обстоятельстве, имевшем особую значимость при рассмотрении дела. Из материалов дела следует, что О. имеет II группу инвалидности с ограничением работоспособности. К сожалению, в опубликованных материалах не указана степень ограничения способности к трудовой деятельности, что в рамках действующего законодательства имеет принципиальное значение для признания гражданина нетрудоспособным. Обратимся к законодательству, регулирующему вопросы признания лица нетрудоспособным. Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . ——————————— См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации . ——————————— См.: Правила признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) (с изм. от 7 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 9. Ст. 1018.

Можно сказать, что инвалидность устанавливается с учетом комплексной оценки наиболее важных сфер жизнедеятельности человека, в том числе его способности к труду, самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению и контролю своего поведения. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. Она включает в себя способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда, осуществлению трудовой деятельности на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы, взаимодействию с другими людьми в социально-трудовых отношениях, соблюдению рабочего графика и др. При комплексной оценке способности к трудовой деятельности выделяется три степени их выраженности. Первая степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации. Вторая степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. Третья степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности . ——————————— См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 сентября 2005 г. N 38.

Следовательно, о нетрудоспособности можно говорить только при наличии третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, под которой подразумевается нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности. Это чаще всего характерно для лиц, признанных инвалидами первой группы. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению других категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты. Необходимо отметить, что признание лица инвалидом первой группы прямо не увязывается с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности. В анализируемых классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, степень ограничения способности к трудовой деятельности у инвалидов первой группы не указана. Возможно, их разработчики предполагали, что неспособность человека к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению и контролю своего поведения уже свидетельствует о неспособности к трудовой деятельности или невозможности (противопоказанности) трудовой деятельности. Но наиболее вероятная причина, на наш взгляд, в том, что даже при такой степени ограничения жизнедеятельности у человека должна быть законодательно предусмотренная возможность трудиться в специально созданных условиях. Разумеется, что вид трудовой деятельности не должен представлять угрозы для жизни и здоровья самого лица и окружающих. И это правильно. Например, в России создано немало производств, где трудятся, например, инвалиды первой группы по зрению. Действующая система пенсионных выплат инвалидам связана с выплатой ежемесячных компенсационных выплат в зависимости от степени утраты трудоспособности, устанавливаемой медико-социальной экспертизой, а не от группы инвалидности. Как отмечается на страницах «Российской газеты», при полной потере зрения человеку присваивается первая группа инвалидности, соответствующая третьей, наивысшей степени ограничения способности к труду. При этом, чтобы получить при прохождении медико-социальной экспертизы разрешение на трудоустройство, инвалиды должны были просить комиссию занизить степень утраты трудоспособности. Однако при этом у них автоматически уменьшалась пенсия . ——————————— См.: Невинная И. Право на работу получат инвалиды без ущерба для своей пенсии // Российская газета. 2009. 20 фев.

По результатам проведения медико-социальной экспертизы лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. В ней указывается степень ограничения инвалида к трудовой деятельности (приложение 1 к Постановлению Минтруда России от 30 марта 2004 г. N 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы, и Рекомендаций по порядку их заполнения»). Медицинские показания, в частности степень ограничения способности к трудовой деятельности, обязательны для исполнения администрацией предприятия (ст. 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Таким образом, инвалиды могут осуществлять трудовую деятельность с ограничениями, указанными в справке об установлении им инвалидности . ——————————— См.: Рогоцкая С. Какой трудовой деятельностью могут заниматься инвалиды I, II, III группы? // Новая бухгалтерия. 2005. Вып. 3.

Анализ законодательства о социальной защите инвалидов позволяет сделать следующие выводы, которые применимы в области как семейных правоотношений, так и иных отраслей права. Инвалиды первой группы считаются нетрудоспособными. Инвалиды второй группы считаются нетрудоспособными только при наличии третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности. Если медико-социальная экспертиза установила вторую степень, способность к выполнению трудовой деятельности не исключается. Инвалиды третьей группы способны к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда. Таким образом, установление факта нетрудоспособности гражданина в области семейных и иных правоотношений зависит не от группы инвалидности, а от степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Правовые гарантии осуществления медико-социальной экспертизы граждан

Исследование основных положений федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Характеристика ключевых функций главного бюро медико-социальной экспертизы. Анализ правового порядка признания гражданина нетрудоспособным.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.10.2017
Размер файла 26,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Должностные обязанности руководителя районного органа социальной защиты населения и организация деятельности Управления. Функции медико-социальных комиссий. Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 10.02.2013

Система социальной защиты населения: функции и принципы. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Особенности медико-социальной экспертизы. Медицинская реабилитация инвалидов. Закон об обязательном социальном страховании.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 18.12.2014

Инвалид: понятие, категории, статистика. Законодательство РФ и международные документы о правах инвалидов. Модели интеграции инвалидов в общество. Порядок признания лица инвалидом органом медико-социальной экспертизы; назначение льгот, пособий, пенсий.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 15.05.2012

Право граждан на охрану здоровья и медико-социальную помощь. Обязательное медицинское страхование в России. Определение причины инвалидности с формулировкой «общее заболевание», «инвалид с детства», «профессиональное заболевание» и «трудовое увечье».

контрольная работа [35,5 K], добавлен 09.04.2015

Осуществление признания лица инвалидом, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. Критерии для определения соответствующей группы инвалидности. Функции медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения и документы освидетельствования.

реферат [14,7 K], добавлен 26.12.2011

Понятие и причины инвалидности. Система правового регулирования социальной защиты инвалидов, нормативные акты, регулирующие порядок ее осуществления. Условия признания гражданина инвалидом, медико-социальная экспертиза. Юридическое значение инвалидности.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 04.04.2009

Проблемы правовой защищенности инвалидности в стране и пути их решения. Признание гражданина инвалидом и установление группы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Социальная защита инвалидов органами государственной власти России.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 18.03.2016

Нормативно-правовой анализ социальной защиты инвалидов. Понятие инвалидности. Основные законодательные акты, гарантирующие и регулирующие осуществление социальной защиты инвалидов. Состав учреждений, органов и основные меры по реализации их положений.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 22.04.2016

История развития законодательства о социальной защите инвалидов. Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов, права инвалидов по законодательству России. Практика реализации законодательства о социально защите инвалидов в условиях мегаполиса.

дипломная работа [62,3 K], добавлен 18.08.2017

Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

дипломная работа [494,2 K], добавлен 17.06.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Федерального закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» устанавливает систему социального сопровождения семей. Она была предложена Общественной палатой РФ в 2010 году. Её автор и основной лоббист, руководитель организации «Право ребенка», член Московской Хельсинской группы Борис Альтшулер предложил ввести в России элементы западной ювенальной системы, выражающиеся в установлении государственного контроля над любой семьей с возможностью внесудебного изъятия детей и передачи их на патронатное воспитание в т.н. «фостерные» (профессиональные) семьи. Этот проект вызвал волну общественного недовольства и действовавшая в то время Администрация Президента РФ Дмитрия Медведева законопроект не пропустила.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» система социального сопровождения не раскрывается. Она именуется «содействием гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи» (статья 22 Закона). Кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в Законе не установлено. Согласно статье 28 Закона механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению осуществляется на основе регламентов межведомственного взаимодействия, определяющих содержание и порядок действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подобные регламенты межведомственного взаимодействия (соглашения о межведомственном взаимодействии) приняты в большинстве регионов России. Они представляют собой подзаконный акт, определяющий алгоритм действий всех органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае выявления нарушения их прав (работа со случаем, которую Борис Альтшулер в своём альтернативном докладе в ООН именует кейс-менеджментом). Это однотипные документы, которые характеризуются чрезвычайно широкими критериями, на основании которых государственные органы приобретают право вмешиваться в семью.

Так, регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации), принятый в 2011 году в г. Москве, относит к таким критериям отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, отсутствие или неудовлетворительные жилищные условия и т.д. (перечень не закрыт), отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка, смерть одного из родителей, уход отца/матери из семьи, развод родителей, конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями, семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение, алкоголизм или наркомания детей, наличие признаков жестокого обращения с детьми, в том числе психического или иного насилия со стороны родителей, и др.

Каждый из этих критериев может послужить основанием для вмешательства чиновников в дела семьи с возможностью изъятия из них детей, в том числе помещения их при живых родителях в социально-реабилитационные центры (приюты) без решения суда и на сколь угодно долгие сроки (ст. 13 ФЗ № 120 от 24.06.1999 г.) или передаче в приемные семьи (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ).

Именно благодаря регламентам межведомственного взаимодействия в России возникла порочная практика отбирания детей из семей из-за бедности и по другим незаконным основаниям. Являясь документами подзаконного уровня и сомнительного правового свойства, они, тем не менее, ограничивают конституционные права граждан, в частности право на защиту семьи и на воспитание детей (части 1 и 2 статьи 38 Конституции РФ), право на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну (статьи 23, 25 Конституции РФ).

Федеральный закон легализует регламенты межведомственного взаимодействия как источники права, а также узаконивает проводимый на их основе социальный патронат и другие способы вмешательства в семьи.

Кроме того, Закон ставит практически все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, под контроль государства, что нарушает принцип невмешательства кого — либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 26.05.2011 г. N 875-О-О указал, что, данный принцип является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства. То есть, нарушение этого принципа вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и с данной конституционной нормой.

Таким образом, в Федеральном законе устанавливается система вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников на основании широких, неопределенных критериев.

В Законе декларируется, что социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности. Однако согласно статье 14 Закона заявление о социальном обслуживании могут подать как сам гражданин, так и другие граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также субъекты межведомственного взаимодействия (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и другие организации, занимающиеся защитой прав детей). В Законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг.

Кроме того, в статье 22 Федерального закона указано, что социальное сопровождение не является социальной услугой. Это значит, во-первых, что на него не распространяется принцип добровольности социального обслуживания, и, во-вторых, что эти вопросы не относятся к предмету правового регулирования данного закона и, следовательно, должны быть исключены из его текста.

Не смотря на то, что соцсопровождение не относится к сфере социальных услуг, меры социального сопровождения включаются в план предоставления социального обслуживания, который определяет существенные условия, которые являются обязательными для заключения договора социального обслуживания (пункт 3 статьи 10 Закона). Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных условий влечет отказ в предоставлении социальных услуг (пункт 2 статьи 11 Закона). Данное положение не согласуется со статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующими гражданам социальное обеспечение независимо от выполнения каких-либо условий.

Помимо этого, как было указано ранее, отказ от социального сопровождения может повлечь судебное или внесудебное изъятие ребенка из семьи.

То есть, принцип добровольности, установленный в Законе, предполагает возможность отказа от предоставления социальных услуг (пункт 4 статьи 9 Закона), но этот отказ чреват не только ущемлением конституционного права на социальное обеспечение, но и возможностью потерять ребенка.

Согласно статье 15 Федерального закона основаниями для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании являются наличие в семье детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, отсутствие попечения над детьми, наличие конфликтов, насилия в семье и т.д.

Однако наличие в семье детей, даже испытывающих трудности с адаптацией, ещё не является основанием для социального обслуживания. Между тем, понятие трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения семей к нуждающимся в социальном обслуживании в процессе рассмотрения Федерального закона в Государственной Думе было из его текста исключено.

Что же касается семейного насилия, то указанное понятие в законе не раскрывается, что может привести к его расширительному толкованию (как это часто происходит в международной практике, когда насилием признаются нормальные действия родителей по воспитанию детей) и необоснованному вмешательству в дела семьи. Обращает на себя внимание и то, что закон одним из направлений социального обслуживания указывает помощь в воспитании (а не в содержании) детей.

Вызывают вопросы и положения статьи 20 Федерального закона, которые содержат открытый перечень срочных социальных услуг. Кроме того, само понятие данного вида услуг нуждается в конкретизации.

В Законе также содержатся вопиющие нормы в сфере профилактики нуждаемости в социальном обслуживании, в целях которой законопроект позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала, устраивать там проверки в поисках причин, которые могут привести к возникновению нуждаемости в социальных услугах, то есть когда граждане ещё ничего не совершили (пункт 6 статьи 3, статья 29 Закона). Эти положения попирают основные демократические права и свободы граждан, такие как неприкосновенность жилища и частной жизни, конституционные принципы презумпции невиновности и добросовестности родителей. А отсутствие каких-либо законодательных критериев раннего неблагополучия оставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции чиновников.

Закон позволяет органам государственной власти привлекать для этих целей коммерческие организации и НКО, а также благотворителей и добровольцев. Но действия этих лиц не могут быть обжалованы в судебном порядке и они не подлежат привлечению к должностной ответственности в случае злоупотребления возложенными на них государственными полномочиями, что также может привести к произволу и коррупции в данной сфере.

Согласно пункту 8 статьи 31 Федерального закона финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, а также предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Однако, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту при внесении его в Государственную Думу сказано, что затрат на его реализацию из федерального бюджета не потребуется. То есть, экономические последствия принятия данного Федерального закона не просчитывались и не оценивались.

Федеральный закон не предусматривает никаких расходов из федерального бюджета на реальную помощь гражданам. Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта его положения лишь «систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения». То есть, Федеральный закон узаконил фактически созданную в настоящее время в России систему работы с семьями, которая во многом носит ювенальный характер.

Федеральный закон предусматривает, что в информационных системах в области социального обслуживания будет осуществляться сбор, хранение, обработка и предоставление информации о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) на основании предоставляемых поставщиком социальных услуг данных (пункт 1 статьи 26 Закона).

То есть, Закон предполагает формирование банков данных на основе информации, предоставляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию населения. Согласия, или даже оповещения самих граждан о сборе, хранении, обработке и передаче данных о них, законопроектом не предусматривается. При этом содержащийся в законе перечень персональных данных является открытым и не всегда обусловлен необходимостью предоставления социальной услуги (статья 26 Закона).

Кроме того, согласно статье 6 Закона информация, содержащаяся в информационных системах, используется для мониторинга социального обслуживания, проведения государственного контроля (надзора) в области социального обслуживания и иных целей, определяемых нормативными правовыми актами органов государственной власти, то есть подзаконными актами.

Данные положения позволяют использовать информацию о получателях социальных услуг в неопределенных целях, что может привести к нарушению требований законодательства о защите персональных данных.

Статья 34 Федерального закона предусматривает, что общественный контроль в области социального обслуживания осуществляется общественными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Данное положение ограничивает право общественных объединений на участие в осуществлении общественного контроля в области социального обслуживания по другим вопросам в соответствии с их уставными задачами.

Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности

Некоторые проблемы применения законодательства о недееспособности граждан и пути их решения

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 1032 раза

Библиографическое описание:

Лахметкина Ю. С. Некоторые проблемы применения законодательства о недееспособности граждан и пути их решения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13354/ (дата обращения: 07.05.2019).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. [1] Исходя из данного определения, сразу же возникает вопрос: что же понимается под психическим расстройством? Понятие «психическое расстройство» не имеет законодательного определения, что в свою очередь вызывает проблемы при рассмотрении дел о признании граждан недееспособными. Соответственно данный термин имеет разные значения с точки зрения юриспруденции, психиатрии и психологии. В сфере юриспруденции под психическим расстройством понимают временное психическое расстройство, хроническое психическое расстройство (заболевание), слабоумие, а также иные болезненные состояния [7, c. 201]. В психиатрии — основываются на МКБ-10 и перечисляют в нем клинически определенную группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности. [8] Психология использует данный термин для описания любого состояния психики, отличного от здорового. Наиболее точным определением психического расстройства, на мой взгляд, является определение в области юриспруденции, которое нашло свое отражение в статье 21 Уголовного кодекса Российской Федерации. [3]

Другим спорным вопросом является вопрос об определении круга лиц, имеющих право на подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным. Так, согласно статье 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами. [2] Однако, на практике вышеуказанные субъекты не всегда обращаются в суд с необходимым заявлением, либо у данного лица вовсе не имеется семьи и близких родственников, что может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь зачастую возникают такие случаи, когда лица, страдающие психическими расстройствами, неосознанно совершают противоправные действия, такие как: порча или уничтожение чужого имущества, причинение вреда здоровья человеку, лишение свободы человека и иные случаи. Анализируя данную гражданско-правовую норму, считаю, необходимым расширить круг лиц, имеющих право на подачу заявления в суд для возбуждения дела о признании гражданина недееспособным, а именно, предоставить возможность любому заинтересованному лицу подавать такое заявление о признании гражданина недееспособным. Расширение гражданско-процессуальной нормы позволит осуществить профилактику противоправных действий, а также послужит защите и охране прав и свобод личности.

Следует также отметить, что существует проблема отсутствия единой базы недееспособных лиц в Российской Федерации. Кроме того, данная информация не фиксируется в документах, удостоверяющих личность. Однако, в некоторых европейских странах наличие статуса недееспособного отмечается в документах самого гражданина. Например, в Бельгии сам факт наличия у лица умственной отсталости указывается в удостоверении личности гражданина, реестре населения и в картотеке Министерства юстиции, что является, безусловно, положительным фактором, как для самого недееспособного лица, так и для лиц, попадающих в круг его общения. [6] Отсутствие в Российской Федерации специальных документов, подтверждающих недееспособность гражданина, создает некоторые трудности для данных лиц, не соблюдаются в полной мере их гражданские права и способности. Близкие родственники или члены семьи такого гражданина могут намеренно скрыть факт недееспособности с корыстной целью. Такая проблема имеет свое негативное отражение и на деятельности нотариусов.

Статья 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) говорит о том, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Статья 43 Основ гласит, что при удостоверении сделок осуществляется проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. [4] Однако, ни в одном нормативно-правовом акте не закреплены нормы, регулирующие способы и порядок проверки дееспособности граждан. В своей практической деятельности нотариус может определить дееспособность гражданина только лишь по внешнему виду и возрасту на основании документа, удостоверяющего личность. В случае возникновения сомнений в дееспособности обратившегося за оказанием услуг лица, нотариус вправе потребовать у данного лица справку от врача-психиатра, о том, что данное лицо не состоит на учете в психиатрической больнице, а также может истребовать у суда информацию о наличии или отсутствии в производстве решения суда относительно данного гражданина. Но в таком случае это усложнит деятельность нотариусов и судов и затянет сам процесс совершения нотариального действия. Во избежание нарушения законных прав и свобод недееспособного гражданина, упрощения деятельности нотариусов и судебных органов и предотвращения совершения противоречащих закону нотариальных действий, необходимо воспользоваться зарубежным опытом. В первую очередь — создать единую информационную базу или реестр недееспособных лиц, во вторую очередь — проставлять отметки о признании гражданина недееспособным в документе, удостоверяющем личность. Совершение данных действий позволит восполнить пробелы в российском законодательстве, предоставить возможность с точностью определить статус недееспособного лица и предотвратить совершение противоправных действий.

При исследовании последствий признания гражданина недееспособным следует коснуться имущественный прав и свобод данного лица. Как нам известно, при признании судом гражданина недееспособным над ним устанавливается опека. Опекун в соответствии с гражданским законодательством совершает все сделки от имени недееспособного, а также имеет право распоряжаться имуществом опекаемого. Опекун не всегда может являться добросовестным по отношению к своему подопечному и может иметь свои корыстные цели. Примером может послужить дело, рассмотренное Октябрьским районным судом города Краснодара, в котором прокурор Западного административного округа г. Краснодара в интересах недееспособной Б. З. Г. обратился в суд с иском к Б. Д. В. о взыскании незаконно израсходованных денежных средств опекуном. Согласно отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом за 2010 год, Б. Д. В. получены денежные средства Б. З. Г. в размере 103 182,76 рублей, из которых им произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги квартиры, расположенной по адресу в размере 1999 рублей, в которой Б. З. Г. не проживает с июня 2010 года. Кроме того, из указанных средств им оплачена государственная пошлина за оформление государственной регистрации подопечной на квартиру по адресу в размере 1700 рублей. Согласно информации, представленной управлением пенсионного фонда в ЗВО г. Краснодара от 03 марта 2011 г. за период времени с 01.09.2010 г. по 31.01.2011 г. общая сумма ежемесячных денежных выплат Б. З. Г. составила 213 713,50 рублей. Данные средства получены опекуном Б. Д. В. В отчете опекуна отсутствует информация о расходовании денежных средств в размере 210 014,5 рублей в интересах подопечной Б. З. Г. до прекращения опеки Б. Д. В. Просит взыскать с Б. Д. В. сумму денежных средств в размере 210.014 рублей 50 копеек, причитающихся Б. З. Г. как участнику ВОВ, инвалиду 2 группы, члену семьи погибшего Героя СССР, потраченных не в интересах подопечной. [9] На основании данной судебной практики очевидны нарушения исполнения своих обязанностей опекуном, так как большая часть предоставленной денежной суммы недееспособной Б. З. Г. была потрачена не в ее интересах. Кроме того, опекун может ввести в заблуждение недееспособного и навязать ему свое предложение о распоряжении его имуществом, скрыть сам факт недееспособности для других лиц. В особенности это касается сделок, совершенных в простой письменной форме, когда стороны сделки не имеют возможности установления наличии или отсутствия дееспособности другой стороны по сделке. В данном случае может пострадать и недееспособное лицо, и другая сторона сделки, так как все сделки от имени недееспособного лица являются ничтожными.

В статье 37 ГК РФ также указывается, что опекун распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Однако на основании судебной практики можно прийти к выводу, что институт опеки и попечительства в Российской федерации недостаточно развит и мало эффективен. Во избежание нарушения и соблюдения, предоставленных законом прав и свобод недееспособных граждан, необходимо усилить контроль со стороны правоохранительных и государственных органов и учреждений над опекунами, действующими в интересах недееспособных, что в значительной мере предотвратит нарушение действующего законодательства.

В отличие от законодательства Германии, Франции и Эстонии в законодательстве Российской Федерации отсутствует временный срок для признания гражданина недееспособным. Существует большое количество заболеваний, которые имеют лишь временное свое проявление. В вышеуказанных странах существует практика периодичного пересмотра решений о признании гражданина недееспособным, что, с одной стороны, послужит гарантией судебной защиты данной категории граждан, но с другой стороны, усложнит деятельность судебных органов. В части 3 статьи Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» упоминается о том, что стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами, обязана не реже одного раза в год проводить освидетельствование лиц, проживающих в ней, врачебной комиссией с участием врача-психиатра в целях решения вопроса об их дальнейшем содержании в этой организации, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. [5] Отсутствие обязательных пересмотров судебных решений может указывать на злоупотребление и нарушение прав и свобод граждан, признанных недееспособными. Введение указанной нормы в гражданское законодательство послужит обеспечением гарантии и защиты прав и свобод данной категории лиц.

Таким образом, действующее российское законодательство в области применения норм о признании гражданина недееспособным в настоящее время недостаточно разработано и требует внесения некоторых дополнений, изменений и восполнения пробелов. Правотворческим органам необходимо в своей деятельности обращаться к зарубежному опыту для наиболее успешного развития действующего законодательства, а правоохранительным органам требуется усилить контроль за осуществлением деятельности подчиненных им органов. Данные рекомендации могут послужить основой для усовершенствования некоторых правовых норм.

Читать также:  Закон о защите прав потребителей возврат товара в течение 14 дней
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector