В законе рф об образовании дано определение системы образования

Система образования это определение из закона об образовании

Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический. Документ об образовании Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование – бакалавриат.
  6. Высшее образование – специалитет.
  7. Высшее образование – магистратура.

Система образования Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. Федеральные государственные стандарты и инструкции – это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др.

Глава 2 система образования

Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию.
Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей.
Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Статья 2. основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе

  1. В традиционной форме – в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме – вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома.

Статья 10. структура системы образования

Общее понятие образования в законе

М., 2003. С. 12., образование можно отнести к социальной сфере наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурным, социальным обслуживанием, социальным страхованием и пенсионным обеспечением. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» введено понятие «системы образования».

Система образования в Российской Федерации представлена совокупностью взаимодействующих: 1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций; 4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Глава 1. общие положения

Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Федеральный закон об образовании в рф: статьи, содержание и комментарии

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре.
А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования. Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Статья 10. структура системы образования

Приоритет образования во внутренней политике государства и его опережающее развитие. 2. Демократизм, свобода и социальная справедливость в образовании, его многоукладность, многообразие и вариативность, построение системы образования как модели гражданского общества. 3. Общедоступность образования, адаптивность различных его ступеней к возрастной специфике, уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам учащихся. 4. Обязательность и бесплатность общего среднего образования, бесплатность начального и среднего профессионального образования, а также высшего — на конкурсной основе. Обеспечение права на образование в продолжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями личности. 5. Инновационность образования как мотор его развития. 6.

Закон рф «об образовании»

В девяностые годы двадцатого века в области издания учебников царил хаос. Статья 18 закона «Об образовании» определяет порядок, согласно которого происходит отбор организаций, выпускающих учебные пособия.

В предыдущих законодательных актах обязанностям обучающихся уделялось мало внимания. Это были оторванные друг от друга части. Сегодня, в статье 43 очень подробно определены ответственность и обязанности обучающихся.

Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т.ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст.43).

Закон рф «об образовании»

Педагог: понятие, требование к образованию Педагогический работник – это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату.

До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

27. Дайте определение понятия «система образования» и какие бывают системы образования?

Система образования — совокупность социальных институтов, которые образуют целостность, единство и которые выполняют образовательные функции.

Ведущие социальные институты: семья, общеобразовательная школа

Система образования – целостность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование образования.

5 Элементов системы образования рф:

1. ФГОС, ФГТ, ОС (федеральные государственные образовательные стандарты, фед. гос-е требования, образовательные стандарты), различные образовательные программы

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагоги, обучающиеся, родители

3. Органы управления образованием (федеральные гос-е органы, в частности субъектов РФ, управляющие сферой образования, органы местного самоуправления).

4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования

5. Объединение юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, работающие в сфере образования

Подсистемы образования рф

Образование обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) и включает следующие сферы:

Уровни системы образования РФ.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

1. Общее образование:

— начальное общее образование;

— основное общее образование (5-9 классы);

— среднее общее образование (9-11 классы).

2. Профессиональное образование:

— среднее профессиональное образование

— высшее образование (бакалавриат)

— высшее образование (специалитет, магистратура)

— подготовка кадров высшей квалификации (3 года).

Ведущие классические университеты: МГУ и СПГУ

Федеральные университеты (региональные, их 9, напр. Казанский федеральный университет)

Национальные исследовательские университеты (29, напр. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)

Университеты, академии, институты

Система образования в Германии состоит из начального, среднего и высшего образования. На всех уровнях данной структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения. Начальная школа: с 6 до 10 лет (или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге) Дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение. Среднее образование: с 10 до 19 лет. Существует несколько типов средних школ.

Основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище;

Реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет;

Гимназия (Gymnasium) – обучение длится 8-9 лет. Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному, общественному и техническому. По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur) – эквивалент российского аттестата о полном среднем образовании. Гимназии ориентированы на поступление в университет.

Читать также:  Предельно допустимый уровень износа протектора зимних шипованных шин согласно законодательства

Общая школа (Gesamtschule) – комбинирует различные особенности гимназии и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.

Высшее образование Высшее образование в Германии бесплатное как для самих немцев, так и для иностранных студентов. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии — «академическая свобода» — имеет самые разные последствия и проявления. Не только сами немецкие вузы являются автономными образованиями, но и каждому члену вузовского сообщества предоставлена свобода и самостоятельность. В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Напротив, каждый студент немецкого вуза, в общем, предоставлен самому себе, что дает известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины. Студент немецкого вуза не посещает занятий вместе со своими «сокурсниками» (такого понятия в Германии вообще нет), но должен сам, выбрав определенную специальность и соответствующую учебную программу, организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении Германии составляет пять лет. Учебный год начинается в середине октября и состоит из двух семестров. В конце каждого семестра студент собирает специальные сертификаты тех курсов и лекций, которые он прослушал. В случае если он набрал определённое количество, он может подать заявку на сдачу экзамена. Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии. Существуют несколько типов ВУЗов в Германии: 1. университеты 2. специальные институты (медицинский, педагогический и т.д.) 3. высшие школы искусств и музыки 4. высшие школы прикладных наук (Fachhochschulen) 5. профессиональные академии (Berufsakademien) Университеты: Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены. Высшие школы (Fachhochschulen): Здесь студенты проходят обучение в сокращённые сроки (3-4 года) и получают знания в области инженерного дела, экономики и менеджмента, сельского хозяйства, компьютерных специальностей. В отличие от университетов и институтов эти заведения не имеют право присваивать докторские степени. По окончании обучения присваивается академическая степень Diplomgrad (2 уровень), т.е. диплом инженерных наук. Профессиональные академии (Berufsakademien): Профессиональные академии дают образование третьего уровня. Здесь обучение сочетается с практической подготовкой на производстве. По окончании курса обучения студенты получают диплом, который требуется для большинства профессий в области бизнеса и промышленности (2 и 3 уровни). Здесь студенты обучаются и одновременно работают по изучаемой специальности. Получают степень бакалавра. Обучение длится 3 года.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Читать также:  Закон упрощающий получение гражданства

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Понятие образование данное в законе об образовании

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

Какое определение дает федеральный закон об образовании российской федерации понятие образование

Внимание Важнейшие понятия закона – организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Новый закон, как и старый, исходит из того, что образовательная деятельность должна осуществляться некоммерческими организациями.

Важно Согласно закону,

Какое определение дает федеральный закон об образовании российской федерации понятие образование

Соответственно, муниципалитет, желающий получать субсидии с уровня субъекта, должен был не иметь самостоятельных детских садов, а организовывать дошкольные группы в школах, как структурные подразделения. Инфо Сейчас же субсидия должна доводиться в равной мере как в случае дошкольного образования в школе, так и в случае дошкольного образования в детском саду. Аналогично, выровнены нормы о финансовом обеспечении дошкольного образования, предоставляемого частными общеобразовательными организациями.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

В законе рф об образовании дано определение системы образования

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования. Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования? Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Положительные результаты такого решения очевидны.

В законе уделено внимание и дополнительному образованию.

Все дополнительное образование делиться на три основные группы: дополнительное образование детей;

В законе рф об образовании дано определение системы образования

Соответственно финансирование дошкольных учреждений проходит по тому же принципу, что и школьное.

Часть финансирования возложена на субъекты РФ и лишь часть на муниципалитеты.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

Внимание Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося.

Общее понятие образования в законе

В преамбуле к Закону Российской Федерации «Об образовании» Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150. образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Несмотря на многообразие определений понятия «образования» можно отметить, что большинство из них в качестве основы образования рассматривает процесс обучения, который неотделим от деятельности участников этого процесса, при этом часто отмечается единство обучения и воспитания. Рассмотрение образования в качестве процесса означает выделение в нем целеустремленности, обеспечивающей личностную и социальную значимость.

Таким образом, образование как термин обычно рассматривают в двух основных смыслах:

  • — как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН);
  • — как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.

Вместе с тем, опираясь на определение С.В.Шишкина Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / С.В.Шишкин. М., 2003. С. 12., образование можно отнести к социальной сфере наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурным, социальным обслуживанием, социальным страхованием и пенсионным обеспечением.

Читать также:  Росалкоголь регулирование новые законы по продаже алкоголя в кафе

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» введено понятие «системы образования». Система образования в Российской Федерации представлена совокупностью взаимодействующих:

  • 1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • 3) органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций;
  • 4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Очень важно, что система образования в Законе определена с точки зрения содержания деятельности, которая в этой системе осуществляется.

Для того чтобы система образования была способна реализовать поставленные перед ней цели, осуществляла необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо управлять.

По данным Комитета Совета Федерации по образованию и науке, в Государственную Думу за время действия Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» на его изменение было направлено около 200 законодательных инициатив, из которых 60 были приняты в виде федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 годов выделил и утвердил в праве десять базовых принципов, положенных в основу идеологии и жизнедеятельности российского образования. Напомним эти принципы.

  • 1. Приоритет образования во внутренней политике государства и его опережающее развитие.
  • 2. Демократизм, свобода и социальная справедливость в образовании, его многоукладность, многообразие и вариативность, построение системы образования как модели гражданского общества.
  • 3. Общедоступность образования, адаптивность различных его ступеней к возрастной специфике, уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам учащихся.
  • 4. Обязательность и бесплатность общего среднего образования, бесплатность начального и среднего профессионального образования, а также высшего — на конкурсной основе. Обеспечение права на образование в продолжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями личности.
  • 5. Инновационность образования как мотор его развития.
  • 6. Гуманистический и гуманитарный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, общероссийской идентичности и патриотизма, любви к Родине, семье, бережного отношения к природе.
  • 7. Личностно ориентированный, развивающий, деятельностный характер образования, его дифференциация и индивидуализация, свободный выбор учащимся индивидуальной образовательной траектории на базе усвоения общих образовательных программ.
  • 8. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. Исключение преподавания религии на всех уровнях обучения в этих организациях.
  • 9. Государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных организаций.
  • 10. Единство федерального культурного и образовательного пространства при развитии образовательного федерализма и создание целостных региональных образовательных систем; защита и развитие национальных культур и национального языка, региональных традиций и особенностей при приоритете общероссийских ценностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство.

Не вина, а беда и Закона «Об образовании», и самого образования в том, что названные принципы не получили должного развития. Этого и не могло произойти в условиях российского термидора середины 90-х и нулевых годов, в условиях разграбления и разрухи страны, построения бандитского, слитого с государственной бюрократией капитализма.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций. ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования«. П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…» и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием«. Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector