Зачем нужен контроль трудового законодательства

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 10

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

Известно, что самые конфликтные трудовые проверки связаны с нарушениями по оплате труда. Они занимают лидирующую позицию в перечне проступков работодателей. И поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, двери любой компании открыты для инспекторов по труду. Кстати, не только они могут прийти к вам с проверкой. Кто еще может контролировать соблюдение трудового законодательства в организации? Каковы типичные нарушения в сфере оплаты труда? Какие виды ответственности предусмотрены для нарушителей? Об этом рассказала на семинаре Валентина Митрофанова, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства.

Кто нас проверит

Итак, какие государственные проверяющие органы интересуются соблюдением трудового законодательства по оплате труда в вашей организации:

1. Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Практически у каждого кадрового работника со словом «проверка» в первую очередь ассоциируется трудовая инспекция. И все мы знаем, какими полномочиями она обладает.

Фрагмент документа. Статья 356 Трудового кодекса РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (. );

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (. ).

По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание. О том, какие типичные ошибки трудового законодательства по оплате труда выявляет ФИТ и какие виды ответственности за них предусмотрены, вы узнаете далее.

2. Федеральная налоговая инспекция.

Присутствие налоговиков в данном перечне не случайно. Дело в том, что трудовые инспекторы взаимодействуют с налоговыми инспекторами. И если при проведении проверки инспектором труда будут найдены нарушения по оплате труда, тогда вашу организацию может ждать налоговая проверка. Проверки по оплате труда налоговики проводят в основном «по наводке» трудовиков. Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня, ведь налоговики вплотную занялись теневыми зарплатами.

Так, ФНС России выпустила Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас.

Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая. Так, еще Министерство РФ по налогам и сборам в своем Письме от 20 февраля 2004 г. N 02-5-10/6 указало: «. если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы, осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства».

3. Фонд социального страхования РФ.

Инспекторы Фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования, а также начисление, уплату и расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенно болезненной сейчас может оказаться проверка оформления больничных листов и правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности.

Дело в том, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, который поменял порядок назначения и выплаты «больничных». Естественно, чтобы грамотно проводить проверки, инспекторы Фонда должны были сначала пройти соответствующее обучение. Это отняло время от выполнения годового плана по проверкам. Период активных проверок начался фактически с марта. Значит, именно сейчас, к концу года, можно прогнозировать приход в гости инспектора из Фонда.

Оказывается, даже работники прокуратуры могут проверить вашу добросовестность по вопросам оплаты труда. Прокуратура, помимо прочего, должна следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Поводом для проведения трудовой проверки работниками прокуратуры может стать жалоба сотрудника вашей организации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее — Закон N 2202-1) в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Когда прокурорский работник придет вас проверять, то в соответствии со ст. 6 Закона N 2202-1 вы обязаны будете безвозмездно представить ему статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении проверки. Не нужно пугаться названия проверяющего органа — просто трудовую проверку проведут прокурорские работники.

Фрагмент документа. Статья 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1

Типичные ошибки работодателей при оплате труда

По статистике ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» ТК РФ самая нарушаемая работодателями. Рейтинг ошибок при оплате труда по указанной статье таков:

1. Невыплата отпускных за 3 дня до начала отпуска.

2. Невыдача расчетных листков работникам (а также отсутствие типовой формы расчетного листка, несоблюдение письменной формы этого документа, выдача расчетного листка только один раз в месяц).

3. При выплате заработной платы через банк в трудовом договоре не оговорено, кто несет расходы за снятие денег в банкомате, а также не прописаны в трудовом соглашении даты выплаты зарплаты через банк.

4. Выплата аванса вместо зарплаты.

Дело в том, что в ст. 136 Трудового кодекса РФ вообще отсутствует слово «аванс». Есть лишь две части зарплаты, которые надо платить два раза в месяц. Следовательно, размер зарплаты должен соответствовать отработанному времени за вычетом НДФЛ, а не, например, 10 или 20 процентам от оклада, как некий руководитель решил установить в своей организации. Конечно, никто не мешает заплатить половину зарплаты за первые 2 недели, но тогда в случае увольнения сотрудника вы не сможете удержать у него ранее выплаченные деньги.

Кстати, ежемесячные премии, стимулирующие и компенсационные выплаты нужно также платить два раза в месяц! Неправильная формулировка в Положении о премировании и об оплате труда обяжет вас даже годовую премию разделить на 24 части и выплачивать ее работнику в течение года. Или вам, например, придется раскошелиться на выплату части ежемесячной премии работнику, который увольняется в середине месяца.

Как этого избежать? Необходимо ввести правильные формулировки в текст Положения о премировании или об оплате труда, а также в трудовые договоры. Например, «. ежемесячная премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного месяца», «. годовая премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного года», «. ежемесячная премия выплачивается, если работник проработал целый месяц». К тому же из числа премируемых можно исключить работников, увольняющихся до конца года, если такое условие содержится в локальном нормативном акте. Возможная формулировка: «Годовая премия выплачивается работникам, полностью отработавшим в течение отчетного календарного года». С компенсационными выплатами можно поступить так: «Компенсационная выплата выплачивается, если работник представляет подтверждающие документы».

Кроме перечисленных ошибок, есть и другие:

1. Невыплата денежной компенсации за задержку заработной платы, отпускных (в размере 1/300 ставки рефинансирования для РФ и в размере 1/200 ставки рефинансирования для г. Москвы ).

Статья 236 Трудового кодекса РФ.

Пункт 2.21 Московского трехстороннего соглашения на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей).

Вы знаете, что зарплата раз в месяц или опоздание с отпускными — это повод для выплаты работнику денежной компенсации? А представьте себе, что крупная организация уже несколько лет не платит работникам зарплату два раза в месяц. Это значит, что трудовой инспектор заставит ее выплатить компенсацию за все годы каждому работнику. На одни только расчеты уйдут месяцы! Ведь нужно будет учесть повышение зарплаты и постоянные изменения размера ставки рефинансирования. Кстати, не забывайте и про пеню.

2. Невыплата работникам «ни копейки» за выполнение дополнительной работы.

В этом случае есть несколько вариантов сценария. Они зависят от того, в каком порядке прописано выполнение дополнительной работы:

— срочный трудовой договор;

— доплата (исполнение обязанностей, совмещение, расширение зоны обслуживания);

Исполнение обязанностей и совмещение предусматривают 100 процентов доплаты, поскольку на работника возлагается весь объем трудовых обязанностей. В то же время расширение зоны обслуживания позволяет платить только за избранную часть трудовых функций. Только этот вариант подходит не для всех должностей.

Кстати, не надейтесь, что трудовой инспектор поверит вам, если вы ему скажете, что никто не выполняет работу главного бухгалтера, табельщика или, например, уборщицы. В последнем случае вы вообще рискуете «нарваться» и на проверку Ростехнадзора, ведь вы же сами сказали, что в офисе никто не убирает.

ФИТ может приостановить деятельность организации за нарушения трудового законодательства сроком до 90 суток (см. п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Причем в ТК РФ не написано, за какие именно нарушения. На практике это делается за:

Читать также:  Новые законы для лишенных водительских прав за пьянку 2019

— нарушения по охране труда (здесь приостановление выступает как способ исправить нарушение. Например, работники трудятся за компьютерами, но персонал не проходил медосмотр);

— нарушения по оплате труда (приостановление здесь просто считается наиболее адекватным видом наказания).

Правда, есть деятельность, которую нельзя приостановить.

Фрагмент документа. Статья 142 Трудового кодекса РФ

. Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ.

Статья 157 Трудового кодекса РФ.

Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда. Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.

Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ. Дальше все просто: рассмотрение дела в суде занимает от силы полчаса. За это время инспектор разъяснит судье характер первого и второго нарушений, судья вынесет решение.

В судебном решении относительно генерального директора будет написано: «дисквалификация с позиции руководящего работника» (то есть нельзя занимать никаких руководящих позиций вообще), главного бухгалтера — «дисквалификация с позиции бухгалтерского работника» (значит, нельзя работать не только главным, но и простым бухгалтером), начальника отдела кадров — «дисквалифицирован с позиции кадрового работника».

Чем грозит для организации прием на работу дисквалифицированного специалиста на «запрещенную» должность? Все, что подписывал дисквалифицированный работник — главный бухгалтер, генеральный директор, начальник подразделения, — недействительно! Представляете, чего будут стоить все ваши документы? И если организация «поленится» проверить работника в Реестре дисквалифицированных лиц, который ведет МВД, то налоговая инспекция не сочтет за труд проверить ваших ответственных за подписание первичных документов работников.

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только генеральному директору. Он будет наказан штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю организации придется выплатить штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может не только повлечь ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, но и череду проверок со стороны различных контролирующих органов. А ведь все это иногда можно легко предотвратить, не полагаясь на авось.

Трудовая инспекция

Общие положения трудовой инспекции

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

рассмотрение дел об административных правонарушениях;

принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

наименование контролирующего органа;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

Читать также:  Какой срок возврата денег за товар по закону о защите прав потребителей

цели, задачи и предмет проводимой проверки;

правовые основания проведения проверки;

даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель — от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит — он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Читать также:  Претензия в банк о незаконном списаний денежных средств по исполнительному листу

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Что делать, если с проверкой пришла трудовая инспекция?

Как в РФ регулируется надзор за соблюдением законов о труде?

Федеральная инспекция труда входит в систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ.

Так статьей 355 ТК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ инспекция труда должна руководствоваться принципами уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

А зачем нужен государственный контроль за условиями труда граждан?

Для осуществления указанных задач инспекции труда вправе проводить проверки.

Проверки могут быть, как плановые, так и не внеплановые, на основании обращения и жалоб работников.

Зачем и как должны проходить проверки трудовой инспекции?

Согласно Федеральному Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» от , установлен порядок организации деятельности. Так, решение о проведении проверки (направление государственного инспектора труда на проверку) оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, данный документ госинспектор труда обязан предъявить работодателю.

Решение о проверке — очень важный документ. Что в нем должно быть обязательно?

Итак, если в отношении работодателя принято решение о проведении проверки, то целесообразно попросить у государственного инспектора труда предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя или распоряжение заместителя руководителя о проведении проверки. Если после ознакомления с документами о проведении проверки будет установлено, что проверка проводится в соответствии с законом, следует обеспечить беспрепятственный доступ государственному инспектору труда на территорию работодателя.

А как избежать претензий со стороны трудовой инспекции? Что нужно сделать еще при найме сотрудников?

Дополнительно стоит проверить, ознакомлены ли все работники с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, премировании, положением об охране труда и иными актами, другими кадровыми документами. А также проверить правильность ведения табеля учёта рабочего времени, оформления расчетных листов по заработной плате.

Что делать, если инспектор настроен явно предвзято, по мнению руководства проверяемой организации?

И все же, при установлении нарушений трудового законодательства, будет вынесено предписание об их устранении, что является обязательным для работодателя. Кроме того, работодатель обязан своевременно уплатить штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства.

Какая ответственность и на основании чего может быть наложена на работодателя?

Действия государственного инспектора труда, могут быть обжалованы. Жалоба может быть подана либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

Самое главное, следует не допускать аналогичных нарушений в течение года. А то придётся оплачивать штрафы в повышенном размере, кроме того, виновное должностное лицо могут дисквалифицировать.

Зачем нужно реформировать государственный контроль и надзор в сфере труда в России? Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ерёмкин В.А., Баринова В.А.

Цель. Исследование основных проблем осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере труда в России и подготовка предложений по реформированию трудовых инспекций в России. Методы. Экономико-статистический анализ ключевых результатов деятельности федеральной трудовой инспекции Роструда, сравнительный анализ нагрузки на бизнес, возникающей вследствие контрольно-надзорной деятельности в России и за рубежом. Обзор основных инноваций, внедряемых Рострудом. Исследование динамики и основных тенденций в области выявления правонарушений законодательства о труде, а также административных и уголовных последствий несоблюдения законодательства. Результаты. По результатам анализа составлена характеристика государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере труда в России, выявлены основные проблемы, возникающие в ходе ее реализации. Предложены направления совершенствования. Научная новизна. Научная новизна работы состоит в изучении ключевых показателей деятельности трудовой инспекции в России, определении существующих недостатков в системе контроля и надзора в сфере труда на основе статистических данных. Кроме того, авторами предложен целый ряд мер, направленных на повышение эффективности надзорной деятельности Роструда.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ерёмкин В.А., Баринова В.А.,

WHY IS IT NECESSARY TO REFORM THE PUBLIC CONTROL AND SUPERVISION IN LABOR IN RUSSIA?

Purpose. Study of the basic problems of the implementation of the control and supervision activities in the field of labor in Russia and development of proposals for the reform of labor inspections in Russia. Methods. Economic and statistical analysis of key outcomes of the Federal labor inspection activities Rostrud, comparative analysis of burden on business arising from control and oversight activities both in Russia and abroad. Overview of the major innovations introduced by Rostrud. Study of the dynamics and major trends in detecting offences of labor legislation as well as administrative and criminal consequences of non-compliance with the legislation. Results. According to the analysis results, the authors of the article compiled a characteristic of state control and surveillance activities in the field of labor in Russia, >Labor Inspectorate in Russia, >control and supervision in the field of labor statistics. In addition, the authors proposed a number of measures aimed at enhancing the effectiveness of the oversight activities of Rostrud.

Текст научной работы на тему «Зачем нужно реформировать государственный контроль и надзор в сфере труда в России?»

5. ILO. EPLex [электронный ресурс]. URL: http://www. ilo.org/dyn/eplex/termmain.home (дата обращения 20.11.2016).

6. РСПП. Трудовой кодекс: Поправки. Предложения. Дополнения [электронный ресурс]. URL: http:// xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/2 (дата обращения 11.11.2016).

Ерёмкин В. А., Баринова В. А.

7. ВШЭ. Трудовое законодательство тормозит и увольнения, и найм [электронный ресурс]. URL: https:// iq.hse.ru/news/177670852.html (дата обращения 11.11.2016).

8. Мироненко О. Адаптация российских работодателей к требованиям законодательства о защите занятости // Российский журнал менеджмента. 2012. № 3. Т. 10. С. 31-54.

9. Мироненко О. Влияние законодательства о защите занятости на занятость и безработицу: опыт межстра-новых сопоставлений // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 4. Т. 13.

10. Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости [электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 r. № 324. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Аналитическая записка «Обмен лучшими практиками применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности» [электронный ресурс]. URL: http:// ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf (дата обращения 12.11.2016).

12. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» [электронный ресурс]. URL: http://gasu.gov.ru/ (дата обращения 20.11.2016).

13. International Labor Organization [электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang—en/index.htm (дата обращения 12.11.2016).

14. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И. Итоги комплексного мониторинга практики применения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в 2011 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 127-150.

15. Баринова В. А., Еремкин В. А. Основные закономерности формирования систем обучения государственных служащих в различных странах мира // Государственная служба. 2016. № 4. С. 74-78.

1. Rosstat. Labor force survey [e-resource]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140097038766 (date of reference 11.11.2016).

2. Rosstat. Decent work indicators [e-resource]. Rosstat. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/ (date of reference 11.11.2016).

3. Employment protection legislation: summary indicators in the area of terminating regular contracts (individual dismissals) / International Labor Office, Inclusive Labor Markets, Labor Relations and Working Conditions Branch (INWORK). Geneva: ILO, by 2015.

4. OECD. Strictness of employment protection — indiv >

5. ILO. EPLex [e-resource]. URL: http://www.ilo.org/dyn/ eplex/termmain.home (date of reference 20.11.2016).

6. RSPP. Labor Code: Amendments. Proposals. Supplement [e-resource]. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplep-age/2 (date of reference 11.11.2016)

7. HSE. Labor legislation hampers both dismissal and hiring [e-resource]. URL: https://iq.hse.ru/news/177670852.html (date of reference 11.11.2016).

8. Mironenko O. Adaptation of the Russian employers to legislation requirements on employment protection // Rossi-yskiy zhurnal menedzhmenta. 2012. № 3. V. 10. Pp. 31-54.

9. Mironenko O. Influence of employment protection legislation on employment and unemployment: The experience of cross-country comparisons // Ekonomicheskiy zhurnal HSE. 2009. № 4. V. 13.

10. On approval of the regulations on the Federal service on labor and employment [e-resource]: the Decree of the Government of the Russian Federation dated June 30, 2004 № 324. Access from the ref.-legal system «Consul-tantPlus».

11. Analytical note «Sharing best practices on application of risk-oriented approach and effectiveness evaluation in the control and surveillance activities» [e-resource]. URL: http://ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf (date of reference 12.11.2016).

12. The State automated information system «Management» [e-resource]. URL: http://gasu.gov.ru/ (date of reference 20.11.2016).

13. International Labor Organization [e-resource]. URL: http://www.ilo.org/global/lang—en/index.htm (date of reference 12.11.2016).

14. Yuzhakov V. N., Dobrolyubova E. I. Results of the integrated monitoring of the applied practice of the Federal law «On protection of rights of legal persons and individual entrepreneurs at carrying out the State control (supervision) and municipal control dated 26.12.2008 № 294-FZ in 2011 r // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. 2012. № 1. Pp. 127-150.

15. Barinova V. A., Eremkin V. A. Main regularities in formation of training systems of civil servants in different countries of the world // Gosudarstvennaya sluzhba. 2016. № 4. Pp. 74-78.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector