Закон о таможенном регулировании 2019

4 сентября 2018 года в основном вступил в силу новый Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ, заменивший собой аналогичный Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Часть положений нового Закона (касательно авансовых платежей, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных и иных платежей и некоторые иные) будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и № 8 (протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕАЭС.

Часть норм нового Закона вступит в силу в более поздние сроки, начиная с 01.01.2019 и заканчивая 01.01.2022.

Отметим наиболее важные и представляющие интерес для участников ВЭД изменения в таможенном регулировании в Российской Федерации по сравнению с нормами Закона № 311-ФЗ:

— сведения при предварительном информировании могут быть предоставлены без перевода на русский язык, если английский язык предусмотрен в качестве международного стандарта форм транспортных документов;

— из перечня лиц, обязанных представлять отчетность таможенным органам, исключены лица, владеющие или пользующиеся товарами, временно ввезенными с применением карнета АТА и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990;

— в среднем в 1,5 раза сокращены сроки принятия таможенными органами различных решений в области таможенного дела, в том числе: предварительных решений о классификации товаров (срок действия которых продлен с 3 до 5 лет); предварительных решений о происхождении товаров, сроки возврата авансовых платежей и др.;

— взаимодействие и обмен документами и информацией между участниками ВЭД при подаче различных заявлений и таможенными органами при принятии ими соответствующих решений будет осуществляться в большинстве случаев через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России;

— ужесточен порядок ввоза компонентов товара в разобранном или несобранном, в том числе некомплектном и незавершенном виде – до определения Правительством РФ случаев и порядка, когда ввоз компонентов допускается в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, ввоз таковых разрешен в рамках одной внешнеэкономической сделки; срок ввоза компонентов за пределами первоначального, установленного ТК ЕАЭС 2-летнего срока, исчисляемого с даты регистрации ДТ на первую партию компонентов, может продлеваться контролирующей таможней каждый раз на 1 год, но не более чем до 6 лет, отсчитываемых с той же даты;

— новеллой, направленной на минимизацию возникновения возможных трудностей у участников ВЭД при выборе метода определения таможенной стоимости, является новый вид предварительного решения – по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций освобождены товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта и не облагаемые при этом вывозными таможенными пошлинами (беспошлинные товары (не путать со ставками пошлин в 0% и 0 рублей)); вместе с тем, данное улучшение будет нивелировано установлением Правительством РФ в скором времени более высоких ставок таможенных сборов за совершение таможенных операций при помещении товаров под иные процедуры, проект Постановления Правительства об этом размещен 31.08.2018 на сайте Минфина России;

— в новом Законе подробно изложен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнен перечень оснований, при наличии которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется;

— перечень случаев и оснований, при наличии которых предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, дополнен требованием о предоставлении обеспечения при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа, направленного на взыскание таможенных платежей и обжалуемого заинтересованным лицом в вышестоящий таможенный орган;

— значительно расширен круг случаев и оснований, при наличии которых обеспечение не предоставляется или может не предоставляться при соблюдении определенных условий (часть нововведений вступает в силу с 03.01.2019);

— Законом максимально подробно установлены положения о банковской гарантии как способе обеспечения, в том числе: исчерпывающие требования к содержанию банковской гарантии, основания отказа таможенных органов в приеме банковской гарантии; максимальный срок банковской гарантии теперь не ограничен, однако он должен превышать крайний срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как минимум на 3 месяца; также перечень гарантов дополнен Евразийским банком развития;

— расширен перечень имущества, которое не может быть предметом залога как способа обеспечения; расширены обязательные требования к содержанию договора залога;

— в предусмотренный ТК ЕАЭС перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, включено иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, без ограничения по таможенным процедурам, под которые помещаются товары, но при условии, что таковые перемещаются через таможенную границу не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства — члена Союза, и если при этом иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

— изменен срок погашения задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей – в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления (уточнения к уведомлению), при этом обращаем внимание, что в целях сокращения расходов бюджета на отправку уведомлений Почтой России уведомления уже направляются участникам ВЭД через личный кабинет на сайте ФТС России.

Изменения законодательства о таможенном регулировании в РФ также касаются лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в особенности — таможенных представителей, отметим наиболее важные из них:

  • договор оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру теперь может заключаться таможенным представителем не только с декларантом товаров, но и с экспедитором, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем;
  • солидарная с декларантом товаров обязанность таможенного представителя по уплате таможенных и иных платежей теперь ограничена, в дополнение к предусмотренным ТК ЕАЭС случаям, установленным решением суда или таможенного органа фактом использования при подаче ДТ поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, если при этом таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В новый Закон включены положения ведомственных нормативных актов и административных регламентов ФТС России, что представляет собой несомненное удобство при использовании и применении в таможенной практике. Вместе с тем, для практического применения норм Закона потребуется принятие значительного количества подзаконных нормативных актов Правительством Российской Федерации, а также Минфином России и Федеральной таможенной службой. Срок для принятия подзаконных актов указанными государственными органами установлен Законом до 1 января 2019 года.

Новый закон о таможенном регулировании. Что изменится с сентября 2018 г., а что — только через несколько лет

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В связи с этим необходимо было поменять таможенные правила в российском законодательстве. Причем законодатель не стал вносить многочисленные изменения в действующий закон, а принял новый. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — более чем объемный документ на 983 листах.

Президент РФ подписал новый закон о таможенном регулировании (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ). Его текст подготовил Минфин России в связи с тем, что с 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), в котором содержатся отсылочные нормы к национальному законодательству. В целом закон направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

Новый закон вступит в силу с 04.09.2018 (за исключением некоторых положений). Например, нормы, касающиеся организации электронного взаимодействия между таможенными органами и плательщиками, начнут применяться с 2019 г., а положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов в электронной форме — только с 2022 г.

С 04.09.2018 перестанет действовать большинство статей прежнего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Полностью он утратит свою силу к 2020 г.

Предварительные решения

Новым законом сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. Такие решения таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Читать также:  Зачем межевать земельный участок закон с 01 01 2019г

Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

Таможенные платежи

По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц.

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период. Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней).

Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше это было 30 дней. Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

На сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не будут начисляться. При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.

Расширен перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это могут быть лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб., а совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.

Таможенный контроль

Изменения претерпели и положения, касающиеся проведения таможенного контроля. Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Для камеральной проверки предусмотрено 90 календарных дней, но этот срок может быть продлен на 120 календарных дней. Раньше эти сроки не были определены.

Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки.

Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения. Он составит 30 дней.

А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.

Обжалование решений

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, а в отношении остальных решений, действий (бездействия) таможенных органов — с 01.01.2021. Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

С 2022 г. жалобу в таможенный орган можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Таможенные представители

Ограничена солидарная ответственность таможенных представителей. По общему правилу в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей. Но существует два исключения. Во-первых, случаи, указанные в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т.д.). Во-вторых, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

Юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости своих услуг.

Алексей Ильичев, старший партнер, управляющий директор московского офиса «Лесников и партнеры»

Основным нововведением (если можно его так назвать) нового Закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный документооборот — как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. В частности, при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решений, действий или бездействия таможенных органов.

Данное нововведение, конечно, должно значительно упростить порядок взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами, но, к сожалению, на мой взгляд, добиться такого взаимодействия исключительно в электронном виде, без предоставления документов на бумажном носителе по запросу таможенных органов в ближайшее время вряд ли удастся. Учитывая развитие информационных технологий в таможенных органах и фактическое отсутствие электронного документооборота (в рамках таможенного декларирования таможенный орган постоянно запрашивает огромный перечень документов на бумажном носителе, якобы для подтверждения достоверности сведений, представленных в формализованном виде), реализация замыслов нового Закона № 289-ФЗ потребует не один год и большое количество бюджетных средств.

Отмечу, что в части реализации электронного документооборота по оказанию государственных услуг, взаимодействия при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов, возникает необходимость переработки ведомственных нормативных актов таможенных органов, что также требует определенное количество времени. Вместе с тем в настоящее время должностные лица таможенных органов при рассмотрении вопросов и жалоб заинтересованных лиц, поступивших в таможенный орган, чаще реализуют формальный подход, а именно — ищут основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы (обращения) и не заинтересованы в реальном решении проблемы.

Таким образом, возникает вопрос, а готовы ли сами должностные лица таможенных органов к стопроцентному переходу на электронный документооборот и осуществлению своих должностных обязанностей в нынешних реалиях?

Дополнительно по Закону № 289-ФЗ отмечу. В соответствии со ст. 18 Закона № 289-ФЗ срок принятия предварительного решения будет составлять теперь 60 дней (ранее был установлен срок 90 дней), при этом указанный срок может приостанавливаться на время предоставления дополнительной информации. Конечно, уменьшение сроков рассмотрения обращений (заявлений) заинтересованных лиц — это большой плюс, но в то же время 60 дней — это все-таки достаточно длительный срок. На мой взгляд, такой срок можно было сократить до стандартного — 30 дней.

Интересным нововведением в Законе 289-ФЗ также является ст. 246, где указан порядок проведения проверки маркировки на товарах. В Законе № 311-ФЗ подробного описания по проверке маркировки не было, данные положения были указаны в Таможенном кодексе ТС.

Таможенное регулирование– 2019: новые правила для бизнеса. Таможенный Кодекс ЕАЭС в фокусе национального законодательства

Площадка для открытого диалога представителей таможенных служб, Евразийской экономической комиссии, Суда ЕАЭС с компаниями-участниками ВЭД по актуальным вопросам взаимодействия таможенных органов и бизнеса в свете интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и реформ национальных законодательств о таможенном регулировании

В ФОКУСЕ ОБСУЖДЕНИЯ

  • ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС: приоритет электронных технологий; отказ от предоставления подтверждающих документов; автоматический выпуск товаров
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖНИ И БИЗНЕСА: новые механизмы, бизнес-кейсы
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД: инструменты и механизмы
  • РЕФОРМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ в свете вступления в силу нового Таможенного Кодекса ЕАЭС
  • КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА: проблемные зоны, готовые решения
  • ЦИФРОВАЯ ЭПОХА ВЭД: к чему готовиться бизнесу
  • ВЭД С УЧЕТОМ САНКЦИЙ: транзит санкционных товаров, позиции государств-участников ЕАЭС
Читать также:  Первый закон о малом бизнесе был принят

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В связи с этим изменились и национальные законодательства стран-участниц в части таможенного регулирования (например, в России был принят новый закон «О таможенном регулировании», ФЗ от 03.08.2018 №289-ФЗ). Какие уроки извлекли участники ВЭД из первого года работы по новым правилам? С какими проблемами столкнулись и какие нашли решения? Каковы основные тренды и динамика таможенного регулирования?

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ . ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕАЭС : приоритет электронных технологий; отказ от предоставления подтверждающих документов; автоматический выпуск товаров.

  • Применение ТК ЕАЭС : первая практика, новые решения ЕЭК. Унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах ЕАЭС
  • Таможенная политика ЕАЭС : таможенное администрирование за счет организации взаимодействия в электронном виде; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; определение и заявление таможенной стоимости товаров; применение процедуры таможенного транзита
  • Цифровая повестка ЕАЭС : цифровая прослеживаемость, экосистема цифровых транспортных коридоров, цифровая торговля
  • Защита прав участников ВЭД : практика Суда ЕАЭС

ПРОБЛЕМНАЯ СЕССИЯ . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖНИ И БИЗНЕСА : новые механизмы, бизнес-кейсы

  • Таможенные платежи : новые правила, бизнес-кейсы. И спользование авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин. Изменение порядка предоставления тарифных преференций . Порядок предоставления льгот по ввозным пошлинам. А спекты применения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин
  • Таможенные операции и процедуры : нормативная регламентация, практика. Изменения порядка использования товаров, ввозимых по процедуре временный ввоз. Новый порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Регулирование вопросов определения и заявления таможенной стоимости товаров. Новые особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита
  • Таможенный контроль: новые формы и меры. Таможенная стоимость: определение, контроль, доказывание на тапе выпуска. Практика по привлечению участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности за нарушения таможенных правил и валютного законодательства. Страна происхождения товара

ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ. ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД: инструменты и механизмы Ø

  • Категорирование участников ВЭД: «настройка» критериев и «подстройка» под критерии
  • Обмен документами и сведениями в электронном виде ТК ЕАЭС: практические решения
  • Единый лицевой счет : проблемы, решения. Администрирование таможенных платежей на единых лицевых счетах: реализация, 100%-ный перевод, взаимодействие участников ВЭД и таможни
  • Электронное декларирование товаров : нюансы предварительного информирования и предварительного декларирования товаров
  • Уполномоченные экономические операторы: первый опыт работы в условиях нового таможенного законодательства
  • Досудебная практика таможенных споров: возможности и применимость

ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА: проблемные зоны и готовые решения

  • Классификация товаров: новый порядок, сроки принятия и сроки действия, практика пересмотра классификационных решений. Споры по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД
  • Маркировка товаров: решение проблемы фальсификата и «серого» импорта. Параметры Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации. Правила нанесения. Подтверждение соответствия товара обязательным требованиям при ввозе. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований в национальных законодательствах

ПРОБЛЕМНАЯ СЕССИЯ. ЦИФРОВАЯ ЭПОХА ВЭД : к чему готовиться бизнесу

  • Центры электронного декларирования (ЦЭД) и единая сеть электронных таможен : адресное предоставление услуг участникам ВЭД
  • Система прослеживания: как это будет работать?
  • Интернет-торговля: ожидание vs реальность
  • Интеграция таможенных технологий в цифровую бизнес-среду участников ВЭД: лучшие практики

КРУГЛЫЙ СТОЛ. РЕФОРМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ в свете вступления в силу нового Таможенного Кодекса ЕАЭС. Опыт России, Казахстана, Белоруссии
КРУГЛЫЙ СТОЛ. ВЭД С УЧЕТОМ САНКЦИЙ : транзит санкционных товаров, позиции государств-участников ЕАЭС

Новый Федеральный закон О таможенном регулировании в РФ

После вступления в силу 1-ого января с.г. Таможенного кодекса ЕАЭС в РФ действовал устаревший закон «О таможенном регулировании в РФ» (311-ФЗ). Но ситуация уже изменится на следующей неделе – 4-ого сентября 2018 года вступит в силу Федеральный закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 289-ФЗ). Опубликован на официальном интернет-портале.

С полным текстом нового Федерального закона можно ознакомиться в открытом доступе.

В настоящий момент хотели бы обратить ваше внимание на несколько важных моментов.

В 289-ФЗ установлена (подробно в статье 397) последовательность, в которой после 04.09.2018 утрачивают силу отдельные статьи ранее действующего 311-ФЗ (т.е. отмена старых норм и начало действия новых, по некоторым положениям, не произойдет одномоментно с 04.09.2018). Например, порядок уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей, порядок получения статуса УЭО.

Также в 289-ФЗ указано (подробно в статье 398), на какой период откладывается вступление в силу «электронно-ориентированных» статей нового закона. В частности, по организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, об электронной форме консультирования, о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела.

Особо необходимо обратить внимание, что уполномоченным органам исполнительной власти ещё предстоит до 01.01.2019 принять/опубликовать порядка 200 нормативно-правовых актов в исполнение «отсылочных» (разъясняющих применение) норм нового Федерального закона. Определенно, это может отразиться на правоприменении 289-ФЗ в первые месяцы после вступления в силу.

Мы продолжаем следить за происходящими изменениями, будем регулярно информировать о них.

Просим вас обращаться в случае необходимости дополнительных консультаций!

Ключевые изменения таможенного законодательства: ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

В настоящее время в Минфине России закончено согласование текста нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который должен вступить в силу с 1 января 2018 года одновременно с новым Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза.

Как изменится жизнь участников ВЭД с встпулением в силу нового закона, рассказывает руководитель юридической компании «Магистраль» Чугаевой Марианны.

Институт предварительных решений получил обновление и дальнейшее развитие

  • Сокращен срок принятия предварительныъх решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и теперь они будут приниматься в течение 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления. Ранее срок составлял 90 календарных дней.
  • Также срок действия принятого предварительного решения увеличен с трех до пяти лет со дня его принятия.
  • Появляется возможность получения предварительного решения о происхождении товаров, которое также будет приниматься не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию Союза из конкретной страны.
  • Также появляется возможность получения предварительного решения и по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение будет приниматься ФТС не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Появление новых видов предварительных решений сделают таможенные отношения более стабильными и помогут устранить неопределенность в таких важных вопросах как таможенная стоимость и происхождение товаров.

Изменено регулирование ряда положений, касающихся уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей

  • Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, теперь можно получить в течение 20 календарных дней (сейчас для оформления отчет таможенным органом отведено 30 каледарных дней).
  • Предусмотрен запрет уступки права требования на возврат авансовых платежей, а сами авансовые платежи подлежат возврату в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления в таможенный орган.
  • Усложнился порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. Теперь возврат таких таможенных платежей будет производится исключительно в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания.

При этом предусмотрено, что днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом таких документов как:

— корректировка декларации на товары;

— корректировка таможенного приходного ордера;

— полная декларации на товары;

— иной документ подтверждающий факт излишней уплаты (взыскания).

  • Установлено, что на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не начисляются. При этом в отношении излишне взысканных таможенных платежей вводиться автоматический порядок уведомления плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания: такое уведомление должно быть направлено плательщику не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.
  • Порядок возврат денежного залога, в том числе остатка денежного залога, аналогичен порядку возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. С той лишь разницей, что такой зачет осуществляется в счет авансовых платежей не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления соответствующих обстоятельств, и без соответствующего заявления плательщика.
  • Требование об уплате таможенных платежей теперь будет называться уведомлением об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, срок исполнения которого составляет 15 рабочих дней со дня его получения плательщиком (вместо 20 рабочих дней, как это предусмотрено сейчас). Уточнения к уведомлению должны быть исполнены в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
  • Уведомление (уточнение к уведомлению) об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени направляется таможенным органом по почте заказным письмом и считается полученным на шестой день, следующий за днем отправки заказного письма.
  • Внесено важное изменение, разрешающее проблему взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени с ликвидируемых организаций. Теперь при отсутствии у таких организаций денежных средств, необходимых для погашения задолженности, эта задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) организации. Надеемся, что данная норма не получит безусловного применения и таможенные органы будут учитывать правовую позицию ВАС РФ, выраженную в одном из постановлении Пленума в отношении аналогичных правовых возможностей налоговых органов по взысканию налоговой задолженности в пределах своих полномочий.
  • Введена специальная статья — особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при реорганизации юридического лица.
  • Наконец, расширены случаи, когда пеня не подлежит начислению. Пеня — это сумма денежных средств, которую плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в сроки, установленные законом. Предусмотрено, что при обеспечении обязанности по уплате таможенных платежей денежным залогом пеня не подлежит начислению по факту принятия окончательного решения.
  • Еще более разумным нововведением является запрет взыскания пени при отмене таможенных органом решения по классификации товара и принятии нового решения. В настоящее время таможенные органы автоматически начисляют пени на сумму таможенных платежей, которая была доначислена в связи с принятием нового решения по классификации. При этом период начисления пени начинается не с момента вынесения нового решения, а с момента возникнования обязанности по уплате таможенных платежей.
Читать также:  Закон о ремонтных работах в многоквартирном доме в Липецке

Что ждать от обновленного закона ФЗ — 289 о Таможенном регулировании

Август 27, 2018 в 16:14

Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который подписал Президент РФ, совсем скоро вступает в силу. Закон официально опубликован на Портале правовой информации.

Этот федеральный закон устанавливает порядок таможенного регулирования в РФ в соответствии с ТК ЕАЭС. А также последовательность, в которой утрачивают силу отдельные статьи федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Документ вступает в действие в соответствии со ст.398 Закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по истечении 30 дней после дня его официального опубликования — с 04.09.2018 г. За исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

После принятия закона в новой редакции товары будут экспортироваться без выплат таможенных сборов. Исключением станут облагаемые пошлинами товары. Для сравнения заглянем в действующий закон. В теперешней редакции сборы не распространяются только на экспорт почтой.

Еще одно отличие от теперешнего закона — появление института экспортного таможенного представителя. Для которого размер реестрового обеспечения снижен до пяти миллионов рублей. Кроме того, из нового закона исчезло положение, которое бы обязывало представлять обеспечение при помещении товаров для переработки.

Новый ФЗ также позволяет подавать в таможенный орган предварительные сведения на английском языке.

Предварительные решения

Новый закон сократил сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. В течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления.

Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

Таможенные платежи

По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц. В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей.

Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этого срока не было.

Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней). Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней. Со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше срок составлял 30 дней.

Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания). На сумму излишне уплаченных таможенных платежей Таможня не будет начислять проценты.

При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.

Закон расширил перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб. А совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.

Таможенный контроль

Закон № 289-ФЗ предусматривает автоматическую регистрацию и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Срок камеральной проверки — 90 календарных дней. Однако этот срок можно продлить на 120 календарных дней. Раньше Закон не определял эти сроки.

Также закон разрешил передавать третьим лицам условно выпущенные товары. Перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки. Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения. Он составит 30 дней. А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.

Обжалование решений

Закон № 289-ФЗ предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров. В отношении остальных решений ФТС — с 01.01.2021.

Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется. Жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение которого обжалуется, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган. Не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган.

С 2022 г. жалобу можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо. И усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Таможенные представители

Ограничена солидарная ответственность таможенных представителей. В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта. Таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность. По уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, сборов в полном размере. Существуют два исключения:

  1. случаи, указанные в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС. В связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой и т.д.
  2. когда подают декларации на товары с использованием поддельных документов. Либо документов, полученных незаконным путем / не имеющих юридической силы. Представитель доказывает, что не знал о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Юридическое лицо в реестре таможенных представителей обязано публиковать на своем официальном сайте актуальную стоимость своих услуг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector