Закон р ф о выборах наблюдатели

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Обзор документа

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 30 января 2018 г. № 134/1110-7 “О Разъяснениях порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации”

В целях реализации положений статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Заместитель Председателя
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.И. Булаев
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В. Гришина

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 30 января 2018 г. № 134/1110-7

Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов
Президента Российской Федерации

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 19-ФЗ) каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии.

К субъектам общественного контроля в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.

Общественная палата Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.

Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ и подтверждают отсутствие указанных ограничений в направлении, выданном наблюдателю.

Наблюдателем от субъекта общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.

2. Субъекты общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля.

3. При назначении наблюдателя Общественная палата Российской Федерации или общественная палата субъекта Российской Федерации, назначившие данного наблюдателя, обязаны выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя.

В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

В направлении целесообразно указать действующий номер телефона наблюдателя для установления с ним оперативной связи в случае необходимости (например, для извещения наблюдателя о составлении избирательной комиссией протокола с отметкой «Повторный» либо о проведении повторного подсчета голосов избирателей).

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации подписывается секретарем Общественной палаты Российской Федерации, а в период его отсутствия — первым заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации либо одним из заместителей секретаря Общественной палаты Российской Федерации и заверяется печатью Общественной палаты Российской Федерации, либо печатью Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным Советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации либо иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Рекомендуемые формы направлений наблюдателя субъектом общественного контроля приведены в приложениях № 1 и № 2 к настоящим Разъяснениям.

4. Письменное направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей; в иную избирательную комиссию — с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Предварительное уведомление избирательной комиссии о направлении наблюдателя не требуется.

При предъявлении наблюдателем в участковую избирательную комиссию направления секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, проверяется документ, удостоверяющий личность наблюдателя, и в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя. Также в направлении проверяется наличие всех необходимых сведений о наблюдателе. В случае их отсутствия наблюдатель уточняет необходимые сведения о себе, которые вносятся в указанный список лиц, присутствовавших при проведении голосования.

Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя при проведении выборов Президента Российской Федерации установлена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2017 года № 118/958-7.

Приложение № 1
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации

для участковой избирательной

также номер избирательного участка,

с указанием субъекта

Российской Федерации, иностранного

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января

2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Общественная палата Российской Федерации направляет наблюдателем в

(наименование избирательной комиссии,

для участковой избирательной комиссии — также номер избирательного

с указанием субъекта Российской Федерации, иностранного государства)

(фамилия, имя, отчество)

проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации,

иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)

контактный телефон: ____________________________________________________

Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона

от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской

Федерации», в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.

Российской Федерации ____________________ _____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Приложение № 2
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации

для участковой избирательной

также номер избирательного участка,

с указанием субъекта Российской

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января

2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

(наименование субъекта Российской Федерации)

направляет наблюдателем в ______________________________________________

(наименование избирательной комиссии,

для участковой избирательной комиссии — также номер избирательного

с указанием субъекта Российской Федерации)

(фамилия, имя, отчество)

проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации,

иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)

контактный телефон: ____________________________________________________

Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона

от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской

Федерации», в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.

субъекта Российской ____________________ _____________________

Федерации (подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Обзор документа

Разъяснен порядок назначения наблюдателей в избирательные комиссии Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов Федерации при проведении президентских выборов.

Общественная палата РФ может назначить наблюдателей в любую избирательную комиссию, общественные палаты субъектов Федерации — в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего региона.

Общественные палаты могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые могут поочередно вести наблюдение за ходом голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования 2 и более наблюдателями, назначенными одной палатой.

Указано, кто может быть назначен наблюдателем, как удостоверяются полномочия наблюдателя.

Предварительно уведомлять избирательную комиссию о направлении наблюдателя не требуется. Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

НАБЛЮДАТЕЛИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 30. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, указанной в части 1 настоящей статьи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, а в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

5. Политическая партия, указанная в части 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

Читать также:  Закон о вахтовом методе работы 2019 скачать

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей статьи, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

3. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в части 3 настоящей статьи, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

6. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Статья 32. Представители средств массовой информации

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 2 настоящей статьи протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

Права наблюдателя на выборах: самое важное

Первый шаг. Подготовка к наблюдению

К наблюдению необходимо готовиться заранее, как и к любой самостоятельной работе. Подготовку надо начать с изучения нормативной базы – федеральных законов, законов Рязанской области и актов избирательных комиссий.

Обязательно ознакомьтесь с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закон о выборах, за которыми наблюдаете, а также с Рабочим блокнотом участковой избирательной комиссии. Все перечисленные нормативные правовые акты можно найти на официальном сайте Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» ( www .зачистыевыборы.рф ).

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, общественным объединением.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Также для наблюдения потребуются:

— паспорт или документ его заменяющий,

— ручка и чистые листы бумаги,

— мобильный телефон или другое средство связи

— желательно устройство, с помощью которого можно осуществлять фото- и/или видео-съемку.

Обязательно уточните оперативные телефоны своего руководителя, вышестоящей избирательной комиссии, отделения полиции.

Позаботьтесь о своем питании во время наблюдения, потому что на избирательном участке Вы пробудете более 12 часов, а некоторые комиссии будут работать без перерыва и по 14-18 часов.

Наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования , а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ).

Направление может быть предъявлено в любое время с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 8 ст. 30 ФЗ).

Второй шаг. Начало наблюдения

В помещение для голосования необходимо прибыть за 30 минут до начала голосования. В абсолютном большинстве участков голосование начнется в 8.00 по местному времени.

Познакомьтесь с председателем и секретарем УИК, представьте им документы о назначении.

До начала голосования уточните сведения о количестве:

— избирателей, включенных в список;

— бюллетеней, полученных участковой комиссией;

Также до начала голосования необходимо проверить:

— наличие информационного стенда, содержащего сведения о кандидатах, образец заполненного бюллетеня и увеличенную форму протокола об итогах голосования;

— наличие кабин или иных оборудованных мест для тайного голосования с письменными принадлежностями (за исключением карандашей);

— отсутствие агитационных материалов в помещении для голосования, здании и помещении комиссии и на расстоянии менее 50 метров от входа в него;

— наличие веб-камер (часть избирательных участков будет оснащена двумя веб-камерами с трансляцией в Интернет).

В 8.00 председатель УИК должен предъявить к осмотру пустые стационарные и переносные ящики для голосования и опечатать их печатью УИК (количество переносных ящиков определяется решением ТИК).

НАБЛЮДАТЕЛИ ВПРАВЕ (п. 9 ст. 30 ФЗ):

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей и в дни досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой комиссии, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой комиссии об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов;

— обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

Шаг третий. Наблюдение за голосованием

После опечатывания ящиков для голосования начинается процедура голосования избирателей, которая подробно описана в ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Главе 9 Закона .

При голосовании необходимо обращать внимание на все попытки осуществить противоправные технологии: организацию «КАРУСЕЛИ», попытки вброса бюллетеней, прямую и косвенную агитацию, голосование за других лиц и т.п. Также необходимо обращать внимание на попытки отдельных лиц осуществить провокации, направленные на дестабилизацию ситуации, и четко отделять их от действительного нарушения закона.

В ходе голосования необходимо обращать внимание на следующее :

— каждый избиратель голосует лично при предъявлении паспорта или заменяющего его документа, голосование за других избирателей, в т.ч. близких родственников, не допускается (можно оказывать помощь лицам с ограниченными возможностями по их просьбе и только со стороны избирателей);

— избиратель расписывается в получении бюллетеня в списке избирателей;

— в случае, если избиратель не зарегистрирован на территории участка, он может получить бюллетень при предъявлении открепительного удостоверения (отрывной талон, а при повторном голосовании – открепительное удостоверение, изымается у избирателя);

— бюллетень заполняется избирателем тайно в кабине либо ином специально оборудованном месте;

— если избиратель считает, что совершил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему бюллетень взамен испорченного; при этом испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

В ходе голосования необходимо вести учет проголосовавших избирателей и сверять его с данными УИК.

В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НАБЛЮДАТЕЛЬ ОБЯЗАН:

— проверить все фактические обстоятельства на предмет нарушения требований действующего законодательства (при необходимости – проконсультироваться в своем штабе);

— сообщить об этом факте председателю комиссии, потребовать устранения нарушения (при необходимости в письменном виде – подать заявление),

— в случае обнаружения нарушения, которое не может быть устранено, составить акт с привлечением свидетелей, подать один экземпляр в УИК, получить отметку о приеме;

— о нарушении немедленно сообщить в штаб.

Шаг четвертый. Наблюдение за голосованием вне помещения

Избиратели, которые по состоянию здоровья не могут прийти в помещение для голосования, имеют право до 14.00 местного времени обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования.

При проведении голосования вне помещения вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели. Председатель УИК обязан объявить о проведении голосования вне помещения не менее чем за 30 минут до предстоящего выезда и обеспечить возможность прибытия к месту голосования не менее чем двум наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями.

УИК вправе признать причину, указанную в заявлении, неуважительной и отказать избирателю в голосовании вне помещения, о чем незамедлительно уведомить его.

При организации голосования вне помещения для голосования необходимо контролировать исполнение членами избирательной комиссии установленных законом процедур с целью исключения возможностей искажения волеизъявления избирателей, голосующих вне помещения.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней и выписку из реестра.

Голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса в случае, если при этом присутствуют не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей. При голосовании вне помещения для голосования члены УИК могут выдать бюллетень только тем избирателям, заявления или устные обращения которых зарегистрированы в реестре.

По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования УИК составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам УИК, количество письменных заявлений избирателей, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных) бюллетеней, а также сведения о членах УИК с правом решающего и совещательного голоса, наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ВПРАВЕ (п. 10 ст. 30 ФЗ):

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии;

проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Наблюдатель, нарушающий закон о выборах, удаляется из помещения для голосования на основании мотивированного решения УИК или вышестоящей комиссии в письменной форме, копия которого должна быть ему предоставлена (п. 12 ст. 64 ФЗ).

Шаг пятый. Наблюдение за подсчетом голосов и получение копии итогового протокола

Это наиболее ответственный и важный этап в работе наблюдателя.

Порядок осуществления избирательных процедур после окончания голосования строго регламентирован законом (ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Глава 9 Закона) . Точное соблюдение установленного порядка обеспечивает точный и правильный подсчет голосов.

Читать также:  Норма жилой площади виды норм жилой площади по действующему законодательству

В 20.00 председатель УИК обязан объявить об окончании голосования (избирателям, находящимся в помещении для голосования, предоставляется возможность проголосовать). Все действия при подсчете голосов осуществляются только членами УИК с правом решающего голоса. Непосредственный подсчет голосов производится в местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УИК с правом решающего и совещательного голоса. Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК. Членам УИК, кроме председателя (заместителя) и секретаря, в ходе непосредственного подсчета голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

Избирательные комиссии должны осуществлять процедуру подсчета голосов открыто и гласно в следующем порядке:

1. Подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней.

2. Подсчет итоговых данных по списку избирателей.

3. Вскрытие переносных и стационарных ящиков для голосования.

4. Сортировка избирательных бюллетеней.

5. Подсчет избирательных бюллетеней.

6. Проверка контрольных соотношений.

7. Упаковка документов.

8. Проведение итогового заседания избирательной комиссии и составление протокола об итогах голосования.

Детальная регламентация всех этих действий прописана в упомянутых в начале раздела законах. При осуществлении перечисленных процедур следует обратить внимание на следующие моменты:

— закон гарантирует наблюдателю право на полный обзор действий членов избирательной комиссии при подсчете голосов;

— все данные подсчета должны заноситься в увеличенную форму протокола;

— при подсчете голосов у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (кроме председателя и секретаря) не должно быть письменных принадлежностей;

— при сортировке бюллетеней по пачкам не допускается одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней;

— подсчет бюллетеней в пачках должен производиться последовательно.

После подписания протокола об итогах голосования наблюдателям выдаются заверенные копии протокола. Факт выдачи отмечается в реестре, где наблюдатель должен расписаться.

Необходимо оставаться в помещении УИК до получения сообщения о принятии протокола УИК вышестоящей комиссией. В случае непринятия (в связи с неправильностью составления или оформления протокола, наличием ошибок, невыполнением контрольных соотношений и др.) наблюдатель должен наблюдать за повторным подсчетом голосов и получить повторный протокол.

По завершению наблюдения на избирательном участке необходимо сдать копию протокола своему руководителю.

Недействительными признаются бюллетени, не содержащие отметок избирателей или содержащие более одной отметки (при возникновении сомнений, вопрос о действительности бюллетеня решается комиссией путем голосования).

Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии (п. 12 ст. 31 ФЗ).

© 2011-2019 Общероссийское общественное движение «Корпус «За чистые выборы».
Все права защищены.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ ст 23 (ред. от 11.12.2018)

Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам. На заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать выдвинутый кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях любой избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа перечисленных лиц на заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с указанными избирательными документами.

1.1. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи.

1.2. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 14.2 настоящей статьи.

2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого зарегистрированного кандидата, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными в пункте 1 настоящей статьи избирательными документами.

3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

7. Всем членам избирательной комиссии, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

10. Указанное в пункте 9 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию — с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

11. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.

12. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

7) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

13. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

14. Представители средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, вправе:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 01.06.2017 N 103-ФЗ;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в подпункте 2 настоящего пункта протоколов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение в средствах массовой информации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 01.06.2017 N 103-ФЗ.

14.1. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 1.2 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

14.2. Для осуществления полномочий, указанных в пунктах 1.2, 5 и 14.1 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

14.3. Аккредитованный в соответствии с пунктом 14.2 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия избирательной комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

15. Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем избирательной комиссии, либо его заместителем, либо секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставят печать избирательной комиссии.

16. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества. На нагрудном знаке члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса указываются также фамилия, имя и отчество назначившего его зарегистрированного кандидата, а на нагрудном знаке наблюдателя — фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Формы нагрудных знаков членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Читать также:  Вид ответственности виновные в нарушение трудового законодательства

Закон р ф о выборах наблюдатели

1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования (выезжать с членами участковой избирательной комиссии);

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии;

7) знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, получать его заверенную копию;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии определяет место для работы наблюдателя. С места работы наблюдателя должны быть видны кабины для тайного голосования, места выдачи бюллетеней, ящики для голосования (технические средства подсчета голосов). Председатель участковой избирательной комиссии определяет место для проведения фото- и видеосъемки.

Наблюдаем по-новому: Изменения в законе о порядке наблюдения на выборах

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные. Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено. При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии – территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования. При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Выводы:

  1. Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
  2. Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
  3. Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
  4. Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
  5. Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector