Законодательства о мрот

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
«О минимальном размере оплаты труда»

С изменениями и дополнениями от:

29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 20 апреля 2007 г., 24 июня 2008 г., 24 июля 2009 г., 1 июня 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 2 июня, 19 декабря 2016 г., 28 декабря 2017 г., 7 марта, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года

Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года

О динамике изменений минимального размера оплаты труда в Российской Федерации см. справку

Об установлении минимальной заработной платы см. также Трудовой кодекс РФ

Президент Российской Федерации

C 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается в сумме 132 руб. в месяц, с 1 января 2001 г. — в сумме 200 руб. в месяц, с 1 июля 2001 г. — в сумме 300 руб. в месяц. Новый МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Устанавливается, что Правительство правомочно до принятия соответствующего федерального закона увеличивать тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых ниже МРОТ.

Выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых определяется в зависимости от МРОТ, до внесения соответствующих изменений в законодательство производится с 1 июля по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Этот же порядок действует при исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемом в зависимости от МРОТ, а также исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.

Кроме того, вносятся существенные изменения в порядок денежного довольствия военнослужащих.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 г.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июня 2000 г. N 118, в «Парламентской газете» от 21 июня 2000 г., N 114, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г., N 26, ст. 2729

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П часть вторая статьи 5 настоящего Федерального закона в той части, в какой она — во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 597 и пунктом 2 статьи 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, — предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, признана не соответствующей Конституции

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2003 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ

Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон № 82-ФЗ — о минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года (см. статью на сайте «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России»). В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Важно! С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. (закон «О внесении изменений» от 25.12.2018 № 481-ФЗ).

Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:

  • Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2018 — 2019 году»).
  • Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ»).

Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.

Читать также:  Как рассчитать ущерб от незаконного ареста расчетного счета

Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств

В соответствии со ст. 3 закона № 82-ФЗ минимальная зарплата применяется для целей обязательного социального страхования. В данном случае имеются в виду:

  • социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (об этом рассказывается в нашей статье «Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2018 — 2019 году»);
  • взносы на обязательное социальное страхование в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС РФ для предпринимателей (материал «Размер МРОТ и страховые взносы у ИП в 2018 — 2019 году»). Исключение составляют взносы за 2018 — 2020 годы, для которых установлены фиксированные суммы.
  • взносы на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства для представителей самозанятого населения, изъявивших желание включиться в эту систему (ст. 4.5 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Во всех случаях должен использоваться федеральный базовый МРОТ.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:

  • Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Подробнее об этом — в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2018 — 2019 году».
  • Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).

В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум – в чем разница (нюансы)?»).

Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.

Семейные обязательства также находятся в сфере субсидиарного гражданско-правового регулирования. Однако для расчета алиментов используется базовый МРОТ (читайте об этом в статье «Используем МРОТ для расчета алиментов в 2018 — 2019 году (нюансы)»).

Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.

Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.

С 1 января 2019 года МРОТ составит 11 280 р. Прожиточный минимум по РФ за II кв. 2018 г. — 10 444 р.

Минтруд установил величину прожиточного минимума трудоспособного населения по России за II квартал 2018 года — 11 280 рублей (приказ Минтруда России от 24.08.2018 г. № 550н).

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда «, начиная с 1 января 2019 года с 1 января (ежегодно) минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Таким образом, с 1 января 2019 года МРОТ будет установлен федеральным законом в размере 11 280 рублей (cейчас МРОТ — 11 163 р.).

О минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

19 июня 2000 года № 82-ФЗ
Принят Государственной Думой 02.06.2000
Одобрен Советом Федерации 97.02.2000

В ред.: 29.04.2002 № 42-ФЗ, 26.11.2002 № 152-ФЗ, 01.10.2003 № 127-ФЗ, 22.08.2004 122-ФЗ, 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 54-ФЗ, 24.06.2008 № 91-ФЗ, 24.07.2009 213-ФЗ, 01.06.2011 № 106-ФЗ, 03.12.2012 232-ФЗ, 02.12.2013 № 336-ФЗ, 01.12.2014 408-ФЗ, 14.12.2015 № 376-ФЗ, 19.12.2016 № 460-ФЗ, 28.12.2017 № 421-ФЗ, 07.03.1018 № 41-ФЗ

Текст документа cоответствует публикации на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

(статья 1 в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный «статьей 1» настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями — за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный «закон» от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный «закон» от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 «N 54-ФЗ», от 24.07.2009 «N 213-ФЗ»)

Статья 4. Установить, что до «внесения изменений» в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 «статьи 12» Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

«абзац второй» исключить;

«абзац третий» изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный «закон» от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Прожиточный минимум в РФ за II кв. 2018 г.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 августа 2018 г. № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года» зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2018 г. N 52118.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538)
п р и к а з ы в а ю:

Установить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года на душу населения 10 444 рубля, для трудоспособного населения — 11 280 рублей, пенсионеров — 8 583 рубля, детей — 10 390 рублей.

Читать также:  Может по закону в неделю больше 40 рабочих часов

МРОТ (минимальная заработная плата) в Санкт-Петербурге с 1 января 2019 года

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2019 год

Минимальная заработная плата в Санкт-Петербурге

Институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

правительства города Санкт-Петербурга;

объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Санкт-Петербурга, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Санкт-Петербурга, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Санкт-Петербурге

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2010 год (подписано 22.04.2010)

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 января 2019 года 18 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2019 год
с 1 мая 2018 года 17 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год
с 1 января 2018 года 17 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год
с 1 января 2017 г. 16 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2017 год
с 1 января 2016 г. 11 700 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2016 год
с 15 августа 2015 г. 11 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год (ред. 22.07.2015)
с 1 января 2015 г. 9 445 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год (подписано 01.12.2014)
с 1 января 2014 г. 8 868 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2014 год (подписано 26.12.2013)
с 1 января 2013 г. 8 326 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2013 год (подписано 17.12.2012)
с 1 января 2012 г. 7 781 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2012 год (подписано 01.12.2011)
с 1 января 2011 г. 7 300 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2011 год (подписано 28.12.2010)
с 1 сентября 2010 г. 6 890
с 1 января 2010 г. 6 600
с 1 января 2009 г. 6 200 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2009 год (подписано 13.02.2009)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2019 год

(Заключено в г. Санкт-Петербурге 28.11.2018 № 332/18-С)

Правительство Санкт-Петербурга, общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов «Ленинградская федерация профсоюзов» (далее — Профсоюзы) и региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» (далее — Работодатели), именуемые далее Сторонами, на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. Предмет настоящего Соглашения

1.1. Установить в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату с 1 января 2019 г. в размере 18000 рублей. При этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1-го разряда не должна быть менее 13500 рублей.

1.2. Стороны договорились, что размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового Кодекса Российской Федерации.

1.3. Месячная заработная плата работника, работающего на территории Санкт-Петербурга и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного в пункте 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

2. Обязательства Сторон

2.1. Стороны обязуются:
2.1.1. Осуществлять контроль и мониторинг выполнения настоящего Соглашения.
2.1.2. Рассматривать результаты мониторинга выполнения настоящего Соглашения в рамках Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2. Правительство Санкт-Петербурга обязуется:
2.2.1. Опубликовать текст настоящего Соглашения в средствах массовой информации в пятидневный срок со дня подписания настоящего Соглашения.
2.2.2. Обеспечить финансирование выполнения настоящего Соглашения в полном объеме для организаций, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга.
2.3. Работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами минимальную заработную плату в размере не ниже размера, установленного в пункте 1.1 настоящего Соглашения.
2.4. Профсоюзы обязуются:
2.4.1. Инициировать включение в коллективные договоры и соглашения положений об установлении размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения.
2.4.2. Осуществлять контроль за выполнением настоящего Соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

3. Ответственность Сторон

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

4. Действие настоящего Соглашения

4.1. Настоящее Соглашение распространяется на организации — юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
4.2. Достигнутые сторонами договоренности сохраняют силу до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в данное Соглашение.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2017 № 323/17-С

Правительство Санкт-Петербурга, общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов «Ленинградская Федерация Профсоюзов» (далее — Профсоюзы) и региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» (далее — Работодатели), именуемые далее Сторонами, на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Установить в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату с 1 января 2018 года в размере 17000 рублей . При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13500 рублей.

1.2. Стороны договорились, что размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад), или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.3. Месячная заработная плата работника, работающего на территории Санкт-Петербурга и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного в пункте 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Стороны обязуются:
2.1.1. Осуществлять контроль и мониторинг выполнения настоящего Соглашения.
2.1.2. Рассматривать результаты мониторинга выполнения настоящего Соглашения в рамках Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2. Правительство Санкт-Петербурга обязуется:
2.2.1. Опубликовать текст настоящего Соглашения в средствах массовой информации в пятидневный срок со дня подписания настоящего Соглашения.
2.2.2. Обеспечить финансирование выполнения настоящего Соглашения в полном объеме для организаций, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга.
2.3. Работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами минимальную заработную плату в размере не ниже размера, установленного в пункте 1.1 настоящего Соглашения.
2.4. Профсоюзы обязуются:
2.4.1. Инициировать включение в коллективные договоры и соглашения положений об установлении размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения.
2.4.2. Осуществлять контроль за выполнением настоящего Соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

4. ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

4.1. Настоящее Соглашение распространяется на организации — юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

4.2. Достигнутые сторонами договоренности сохраняют силу до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в данное Соглашение.

Статья написана и размещена 22 июня 2017 года. Дополнена — 15.12.2017, 16.02.2018, 11.12.2018

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

МРОТ в СПб с 1 января 2018

Похожие публикации

В 2018 году размер минимальной оплаты труда в России менялся дважды – с 1 января и с 1 мая 2018 года, составляя 9489 и 11 163 руб. соответственно. Регионы вправе установить собственный уровень МРОТ при условии, что он будет превышать федеральный. Какой минимальный размер оплаты труда действует в 2018 году в Санкт-Петербурге, расскажем в этой статье.

Минимальная зарплата в Санкт-Петербурге в 2018 г.: правовое регулирование

В субъектах РФ размер МРОТ, отличный от федерального, может устанавливаться региональным соглашением о минимальной зарплате. Каким он будет, зависит от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а также от социально-экономических условий региона (ст. 133.1 ТК РФ).

Свой размер МРОТ действует и в Санкт-Петербурге. МРОТ по СПб на 2018 год установлен региональным соглашением от 20.09.2017 г. Соглашение заключено между правительством города, объединением профсоюзов и региональным «Союзом промышленников и предпринимателей». Пунктом 1.1 данного соглашения с 1 января 2018 г. установлено, что:

  • 17 000 руб. – региональный МРОТ для всех работников, полностью выполнивших норму труда за месяц,
  • при этом 13 500 руб. – минимальная тарифная ставка (оклад) рабочего первого разряда.

Если по первой сумме все понятно, то вторую необходимо пояснить. Под тарифной ставкой понимается выплата без учета компенсаций, социальных и стимулирующих доплат. То есть, рабочему может быть назначен любой оклад или тарифная ставка, но не ниже 13 500 руб., а за счет различных доплат общая сумма его зарплатных начислений должна «дотянуть» до единого для всех минимального МРОТ СПб 2018 года в 17 000 руб. Если этого не произошло, работодатель обязан доплачивать работнику недостающую до 17 000 руб. сумму, чтобы соответствовать действующему региональному минимуму.

Региональный МРОТ распространяется на всех лиц, работающих в городе Санкт-Петербурге, за исключением сотрудников компаний, финансируемых федеральным бюджетом, а также организаций, которые официально отказались присоединиться к региональному соглашению – для них актуален МРОТ федеральный. Возможность отказа от регионального МРОТ и применение федеральной «минималки» предусмотрена трудовым законодательством, и сделать это может любой работодатель, но только в течение 30 календарных дней после официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. При этом процедура совсем не проста – отказ должен быть мотивированным, а дополнительно работодателю необходимо представить протокол консультации с профсоюзным органом и предложения о сроках повышения МРОТ своих работников до регионального уровня.

Если у работодателя, не отказавшегося официально от присоединения к соглашению по МРОТ, заработная плата работников не будет соответствовать региональному лимиту, его ждет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ за несоблюдение норм трудового законодательства. Штраф для компании составит 30-50 тыс. руб., а для должностных лиц и ИП 1-5 тыс. руб.

МРОТ СПб с 1 мая 2018: какие изменения?

С принятием 07.03.2018 г. новой редакции закона № 82-ФЗ, федеральный размер «минималки» с 1 мая 2018 г. сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособных россиян (по состоянию на второй квартал 2017 г.) и составил 11 163 руб. Отразилось ли это на петербургском МРОТ?

Напомним, что до утверждения МРОТ Санкт-Петербурга 2018 года, в городе федерального значения применялся лимит минимальной зарплаты равный 16 000 руб. при той же ставке 13 500 руб. для рабочих первого разряда (Региональное соглашение от 12.09.2016). Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге для трудоспособных лиц составлял в четвертом квартале 2017 г. 11 868,20 руб., а в первом квартале 2018 г. – 11 903,10 руб. (постановления Правительства СПб № 177 от 13.03.2018 и № 390 от 18.05.2018). Как видно, размер региональной минимальной зарплаты существенно опережает не только размер федерального минимального размера зарплат, но и региональный прожиточный минимум. В связи с этим МРОТ с 1 мая в СПб не пересматривался, продолжая действовать в размере, установленном с 01.01.2018 г. – 17 000 руб.

МРОТ – 2019: изменения

С 1 января 2019 года величина МРОТ увеличивается до 11 280 руб. в месяц. На что это повлияет и как будут рассчитываться страховые взносы для ИП?

Размер МРОТ в 2019 году

Свидетелями повышения МРОТ до 85% прожиточного минимума трудоспособного населения мы стали 1 января 2018 года. Ранее ожидалось, что с прожиточным минимумом за II квартал предыдущего календарного года МРОТ сравняется только 1 января 2019 года. Однако срок был перенесен на 1 мая 2018 года.

В 2018 году МРОТ менялся дважды: с 1 января 2018 года его размер был установлен на уровне 9 489 руб., а с 1 мая 2018 года он приблизился к сумме 11 163 руб.

МРОТ с января 2019 года вырастет на 117 руб. Прожиточный минимум в России во втором квартале 2018 года для трудоспособного населения, по подсчетам Минтруда, составляет 11 280 руб. (Приказ Минтруда от 24.08.2018 № 550н). Ему, согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ, должна соответствовать минимальная месячная зарплата. Поэтому МРОТ — 2019 составит 11 280 руб.

25 декабря 2018 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 481-ФЗ, предусматривающий повышение МРОТ с 1 января 2019 года.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ : «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

ГИТ на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ , такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Страховые взносы и МРОТ

С 2018 году страховые взносы отвязаны от МРОТ. То есть с 1 января 2018 года, согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ, размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые ИП платят за себя, не связаны с величиной МРОТ и тарифной ставкой.

ИП должны будут уплатить соответствующие взносы в указанные выше внебюджетные фонды в размере, установленном п. 77 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для ИП в 2019 году составят:

  • в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер);
  • в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб., – 29 354 руб. (фиксированный размер) + 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8 х 29 354 руб.

Общая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование не должна превышать 234 832 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2019 году составят 6 884 руб. в фиксированном размере.

Вы ИП и не разбираетесь в бухгалтерии? Электронный бухгалтер подготовит за вас отчётность и посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector